Образовательное пространство вне времени
Ольга Дерягина, редактор Business GUIDE «ОБРАЗОВАНИЕ»
COVID-19 повлек за собой активизацию дискуссии о возможности и способах перехода от традиционной модели образования к дистанционной. Вирус, казалось бы, сделал этот процесс неизбежным. Адепты цифровизации обучения торжествуют. Противники, по их разумению, остались за гранью новой технологической реальности.
Лично меня карантин укрепил во мнении, что традиционное образование невозможно полностью заменить дистанционным. Живое общение нельзя свести к онлайн-коммуникации.
Проводить практические занятия со студентами кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ, чем я занималась на протяжении последнего учебного года, стало удобнее и даже выгоднее, не выходя из дома. Платформа BigBlueButton, размещенная на сервере университета, и Zoom позволяют эффективно использовать визуальные материалы и обмениваться ими со студентами. Отсутствие необходимости добираться до аудитории экономит массу ресурсов (время, деньги, нервы). Но довольно часто возникает ощущение, что общаешься с пустотой. Аватарки и эмодзи — плохая замена глазам, мимике и речи. Образование, как ни форматируй, это не просто доставка информации в одностороннем порядке, и не только контроль за усвоением знаний, но и процесс восприятия и понимания идей, ценностей, а также формирования навыков и применения их на практике.
Один из основных вызовов «ковида», на который предстоит ответить, состоит в том, как наиболее рационально сочетать офлайн- и онлайн-форматы образования.