Заварили по полной
Арбитражный суд постановил, что краснодарский чай должен состоять из местного листа
Арбитражный суд Москвы подтвердил законность и обоснованность решения ФАС России по делу в отношении ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу». Ранее ведомство признало действия фабрики вводящими потребителей в заблуждение в отношении места производства чая, поскольку в ее продукции содержались купажи импортных чаев, хотя на упаковке значится «Краснодарский». Глава фабрики намерен оспаривать решение в апелляционной инстанции. Участники рынка говорят, что, если содержание местного листа будет 100%, себестоимость продукции окажется чрезмерно высокой.
Московский городской арбитражный суд подтвердил законность и обоснованность решения антимонопольного ведомства, которое ранее признало действия ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» вводящими потребителей в заблуждение в отношении места производства чая и нарушающими требования закона «О защите конкуренции». В ФАС России пояснили, что ООО нарушило п. 3 ст. 14.2 закона «О защите конкуренции», так как купаж чайной продукции производителя состоял из смеси чаев, которые не были выращены в Краснодарском крае. В ведомстве заявляют, что подавляющую часть продукции компании составляет купаж импортного чая из Индии, Индонезии, Вьетнама, ЮАР и Китая. При этом на упаковках с товаром значилось наименование «Краснодарский». Решение суда в силу еще не вступило.
«Необходимо отметить, что в настоящее время в Российской Федерации предоставлена правовая охрана наименованию места происхождения товара (НМПТ) “Краснодарский чай” в отношении чая, возделываемого на плантациях этого региона. Такой правовой институт, как наименование места происхождения товара для краснодарского чая, защищает как раз совокупность особых свойств такого чая. Она сделала его уникальным и отличным от чая из других местностей, а в сознании потребителя закрепила устойчивую связь между свойствами чая из Краснодарского края и местом его происхождения»,— пояснила начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина. Она добавила, что обозначение «Краснодарский чай» может быть использовано только в отношении чая, который обладает особыми свойствами, обусловленными произрастанием в Краснодарском крае, указанными в свидетельстве на НМПТ «Краснодарский чай».
ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» зарегистрировано в Сочи в октябре 2014 года. Основной вид деятельности — производство чая и кофе. Выпускает продукцию под брендами «Мацеста чай» и «Краснодарский чай с 1947 года». Выручка компании в 2019 году составила 1,1 млн руб., чистый убыток — 32,8 млн руб. Другим крупным производителем краснодарского чая в регионе является «Объединение “Краснодарский чай”». Единственным владельцем фирмы является Константин Туршу.
По словам Константина Туршу, предприятие намерено оспаривать данное решение в апелляционной инстанции. «Содержание 100% местного листа в чае просто невозможно обеспечить; если это требование не отменят, закроется все производство»,— пояснил господин Туршу.
Гендиректор «Объединения “Краснодарский чай”» и создатель Первого чайного кооператива Серафим Тимченко согласен, что обеспечить 100%-ное наличие местного чая в продукте невозможно. «В первую очередь, с точки зрения цены. Даже с минимальным содержанием краснодарского листа (40%) чай уже не сможет конкурировать в том же ценовом диапазоне с продукцией “Гринфилд”, “Ахмад” и т. д.»,— пояснил господин Тимченко. По его мнению, избежать таких конфликтов с контролирующими органами в будущем может принятие нового ГОСТа, который бы узаконил купажирование и определил допустимые доли чаев импортного происхождения и краснодарского в их составе.
Юристы считают, что и ФАС, и суд приняли правомерное решение. «Речь идет о свойствах самого товара, а не о месте, где находится чайная фабрика. В данном случае фабрика находится в Краснодарском крае, но краснодарским признается тот чай, который был выращен на территории этого региона и обладает особыми свойствами места, где он выращен. Соответственно, действия фабрики суды оценили правомерно»,— говорит адвокат компании «Клишин и партнеры» Владимир Энтин.