Кризис в полном составе
Железнодорожных операторов догоняет спад рынка
Железнодорожные операторы в первом квартале показали неплохие объемные результаты: в отличие от погрузки и грузооборота на сети ОАО РЖД, упавших по итогам января—марта, у операторов эти показатели росли. Однако, возможно, это происходит в последний раз в текущем году: кризис набирает обороты, и аналитики ожидают, что ставки оперирования достигнут дна уже в конце лета. По их оценкам, второй и третий кварталы должны стать для операторов очень тяжелыми.
Динамика перевозки грузов железнодорожными операторами в первом квартале года пока не отражает динамику в среднем по сети ОАО РЖД, следует из рейтинга Infoline Rail Russia Top. Приходящаяся на долю участников рейтинга (34 компании) погрузка даже несколько выросла относительно первого квартала 2019 года — на 2,7%, до 268,3 млн тонн, подрос и грузооборот — на 2%, до 532,9 млрд тонно-километров. Позиции лидеров рейтинга с конца года (см. “Ъ” от 4 марта) практически не изменились.
Топ-3 все так же составляют подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания, лидирующая по всем позициям, кроме объема перевозки, Первая грузовая компания Владимира Лисина и Globaltrans группы «Н-Транс».
Немного укрепила свои позиции СУЭК, поднявшись на одно место, до седьмого, и оттеснив с него «Модум-Транс» Дмитрия Артякова и Андрея Бокарева.
Текущие позиции операторских компаний формировались на растущем рынке, который с конца прошлого года перестал быть таковым. Первый квартал ознаменовался падением погрузки на сети ОАО РЖД на 3,8% с еще более глубоким спадом грузооборота, коррелирующим с сокращением погрузки угля на 10,2% по итогам квартала (см. “Ъ” от 1 апреля). Далее проблема лишь усугубилась: падение погрузки в апреле составило 5,9%, в мае — 5,4%, по итогам пяти месяцев — 4,5%. Сильно сократились перевозки наиболее массовых грузов — угля (на 11%) и нефтепродуктов (на 5,3%). При этом парк на сети растет: на 1 июня, говорил начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД Михаил Сапетов, он составлял 1,182 млн единиц и продолжает расти. В отстое — около 100 тыс. вагонов. ИПЕМ оценивает потери операторов с марта по май в 36,6 млрд руб.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что пока кризис сказался в основном на финансовых результатах операторов, а объемные показатели снизились не так сильно.
Наиболее пострадавшие сегменты — полувагоны, нефтебензиновые цистерны и лесовозные платформы, говорит эксперт. Он ожидает заметного ухудшения результатов операторов во втором и третьем кварталах. Ставки на полувагоны уже упали до 700–800 руб. за вагон в сутки, тогда как минимальный платеж по лизингу для нового вагона — не менее 950 руб. При этом профицит увеличивается, на сеть выходит в основном парк с повышенной осевой нагрузкой, поэтому ставки еще не достигли дна, полагает господин Бурмистров. Он ожидает, что это случится во второй половине лета. «Как будет восстанавливаться рынок, еще предстоит увидеть,— говорит он,— так как, с одной стороны, государство оказывает масштабную поддержку некоторым грузообразующим отраслям, например строительной, а с другой — спрос на уголь падает, а без расширения провозной способности БАМа и Транссиба восстановить перевозки угля железной дорогой будет крайне тяжело». Он полагает, что на фоне спада рынка будет ускоряться процесс консолидации, все больше вагонов операторы будут переводить из финансового лизинга в операционный, чтобы не нести обязательств по выкупу, а на рынке лизинга увеличится число и объем ремаркетинговых сделок.
Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук также полагает, что ставка оперирования достигнет дна к концу лета, а осенью с ростом погрузки опять пойдет вверх. «Главный вопрос — будет ли достигнут уровень 2015 года (400 руб. за полувагон в сутки.— “Ъ”»,— говорит эксперт. По его мнению, этого не произойдет: парк сегодня существенно моложе, чем в 2015 году, доля уже амортизированных вагонов намного меньше и уровень расходов, который закладывается в цену, куда выше. По словам господина Сапетова, сейчас средний возраст парка — 12,3 года, по полувагонам — 8,8 года. Эксперт полагает, что дно ставки оперирования — около 700 руб., но доходная ставка может упасть еще ниже, отмечает он, напоминая, что в 2015 году отдельные крупные компании работали с доходностью 200 руб.
Tоп-20 крупнейших железнодорожных операторов РФ в первом квартале 2020 года
|
*Ранее в рейтинге фигурировал как «ТФМ-Оператор».
Источник: INFOLine Rail Russia TOP.