Гонконгскую оппозицию подвели под статьи
Сторонники политической автономии от КНР станут сепаратистами и иностранными агентами
Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей во вторник принял закон о национальной безопасности в Гонконге, создающий новую правовую базу для поддержания законности и порядка в бывшей британской колонии. Новый закон, вызвавший резкую критику США, наделяет власти Гонконга широкими полномочиями для борьбы с неутихающими протестами сторонников сохранения политической и культурной автономии от КНР. Теперь эти люди могут быть обвинены в сепаратизме, терроризме, подрыве государственной власти и сговоре с иностранными силами. Первая обкатка закона о национальной безопасности пройдет уже завтра, когда оппозиция планирует вывести на улицы десятки тысяч своих сторонников по случаю 23-й годовщины перехода Гонконга под юрисдикцию КНР.
Закон о национальной безопасности Гонконга, единогласно принятый во вторник Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — высшим законодательным органом КНР, был разработан и одобрен в предельно сжатые сроки. Принципиальное решение о необходимости такого закона было одобрено 28 мая в ходе состоявшейся в Пекине сессии ВСНП, при этом, как ожидалось, сам закон будет принят не раньше осени.
Однако на детальную проработку и утверждение новой законодательной нормы, дающей властям неизмеримо большие полномочия для противодействия антиправительственным акциям, не утихающим с 2014 года и получившим определение «революция зонтиков», в итоге ушло чуть больше месяца.
«Ускорив процесс принятия Закона о национальной безопасности в Гонконге, власти КНР продемонстрировали решимость не поддаваться внешнему давлению на Пекин со стороны США и их союзников, резко усилившемуся после решения майской сессии ВСНП. Кроме того, они послали гонконгской оппозиции четкий сигнал о том, что у нее нет никаких шансов перехватить инициативу и навязать властям свою повестку демократических реформ»,— пояснил “Ъ” замдиректора ИМЭМО РАН Александр Ломанов. «Обращает на себя внимание, что закон о национальной безопасности в Гонконге, создающий правовую базу для поддержания законности и порядка в бывшей британской колонии, вступает в силу 1 июля — в 23-ю годовщину перехода Гонконга под юрисдикцию КНР. Кроме того, 1 июля Компартия Китая отмечает свое 99-летие и начинает подготовку к столетнему юбилею. В решении китайских властей приурочить принятие закона о национальной безопасности в Гонконге сразу к двум датам скрыт глубокий символизм — Компартия Китая дает понять, что она продолжает уверенно рулить Гонконгом, несмотря на бушующие вокруг него мировые страсти»,— резюмирует эксперт.
Новый закон о национальной безопасности в Гонконге предусматривает суровое наказание для нарушителей общественного порядка, а также организаторов и участников антиправительственных акций и лиц, уличенных в подрывной деятельности.
Эти лица могут быть признаны виновными в четырех видах особо тяжких преступлений — сепаратизме, терроризме, подрыве государственной власти и сговоре с государствами или силами, находящимися за границей, с целью поставить под угрозу национальную безопасность. Максимальное наказание — пожизненное заключение приравнено к наказанию за особо тяжкие преступления.
Кроме того, закон предусматривает создание на территории Гонконга специальной силовой структуры, подотчетной центральному правительству в Пекине. Ее руководителем станет один из заместителей министра общественной безопасности КНР.
Ваш браузер не поддерживает видео
Первая «обкатка» нового закона пройдет уже в среду, когда в Гонконге будет отмечаться 23-я годовщина перехода бывшей британской колонии под юрисдикцию КНР. Традиционно гонконгская оппозиция проводит в этот день марш своих сторонников, требующих сохранения политической и культурной автономии бывшей британской колонии в рамках формулы «одна страна — две системы», однако в нынешнем году власти не дали разрешения на проведение акции. Несмотря на это, активисты неправительственных организаций и лидеры оппозиции распространяют в социальных сетях призывы выйти на улицы.
Остается неясным, сколько людей не испугается нового закона о безопасности и откликнется на эти призывы, однако, как сообщила со ссылкой на источники в правоохранительных органах гонконгская телерадиовещательная корпорация RTHK, 1 июля на улицы мегаполиса будут выведены от 3 тыс. до 4 тыс. полицейских для пресечения «потенциальных конфликтов».
В прошлом году церемонию поднятия флага КНР, которая традиционно проходит 1 июля на площади Золотой Баухинии, едва не сорвали массовые протесты в связи с принятием местным парламентом скандального закона об экстрадиции. Чтобы избежать прошлогоднего опыта, в этом году начиная с воскресенья, полиция перекрыла многие улицы в центре города.
Принятие закона о национальной безопасности в Гонконге неизбежно вызовет новый виток противостояния в отношениях Вашингтона и Пекина. Как заявил в понедельник госсекретарь США Майк Помпео, Вашингтон прекращает экспорт в Гонконг американской военной продукции и технологий двойного назначения, имеющих отношение к национальной безопасности и контролируемых Министерством торговли США.
«Если Пекин теперь относится к Гонконгу по принципу "одна страна — одна система", то и мы должны относиться к нему так же»,— написал в Twitter Майк Помпео. «Положения Министерства торговли, позволяющие введение преференциального режима для Гонконга по сравнению с Китаем, в том числе доступ к исключениям в экспортных лицензиях, приостановлены»,— сообщил в тот же день министр торговли США Уилбур Росс.
Вслед за США свои отношения с Гонконгом пересматривает их ключевой союзник в индо-тихоокеанском регионе — Япония.
«То, что, несмотря на серьезную озабоченность мирового сообщества и населения Гонконга, был принят Закон о национальной безопасности, вызывает сожаление. Принцип "одна страна — две системы" крайне важен для нашей страны, поддерживающей тесные экономические и гуманитарные связи с Гонконгом. Принятие закона наносит ущерб принципам мирового сообщества и принципу "одна страна — две системы", поэтому в тесном сотрудничестве с заинтересованными странами мы будем реагировать соответствующим образом»,— заявил во вторник на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга, впрочем, не уточнив, на какие меры вслед за США намерен пойти Токио.