Банкиры накопили добра перед худом
Журнал The Banker опубликовал ежегодный рейтинг
Журнал The Banker опубликовал ежегодный рейтинг 1 тыс. крупнейших банков мира. Китайские банки укрепили свое лидерство, заняв четыре места в топ-5. Показатели некоторых американских банков несколько снизились, что не помешало им, как и европейским, сохранить свои позиции. В целом же эксперты The Banker отмечают, что по итогам 2019 года банки аккумулировали рекордный капитал и заметно сократили плохие долги, что поможет им смягчить последствия глобального кризиса.
1 июля британский журнал The Banker выпустил очередной рейтинг 1 тыс. крупнейших банков мира по капиталу первого уровня. Первая десятка банков осталась неизменной: крупнейшим в мире банком по размеру первого капитала остался китайский Industrial and Commercial Bank of China ($380 млрд). За ним идут еще три ведущих китайских банка — China Construction Bank ($316 млрд), Agricultural Bank of China ($277 млрд) и Bank of China ($258 млрд).
Единственным некитайским банком в пятерке крупнейших остался американский JPMorgan Chase ($214 млрд). Также в десятке крупнейших есть еще три американских банка (Bank of America, Wells Fargo и Citigroup), британский HSBC и японский Mitsubishi UFJ.
В тридцатке крупнейших банков мира (см. таблицу внизу) также преобладают китайские — всего 11. На втором месте американские — 6 банков. Третье место поделили Япония и Франция — по 4 банка.
Нынешний рейтинг характеризуется не только тем, что «большая четверка» китайских банков упрочила свое лидерство, но и тем, что вверх продвинулись региональные и профильные китайские банки «второго эшелона»: Shanghai Pudong Development Bank, China Merchants Bank, Industrial Bank, China Minsheng Bank и China Citic Bank. В результате они встали в один ряд по размеру капитала с крупнейшими банками США и Европы.
В тридцатку крупнейших банков мира в этом году вошел и российский Сбербанк, продвинувшись с 32-го места на 27-е (см. рейтинг российских банков в The Banker 1000).
В целом авторы рейтинга отмечают, что по итогам 2019 года банки накопили рекордный объем капитала первого уровня — в общей сложности $8,796 трлн. Это на 6% выше, чем годом ранее, и на 79% больше, чем в 2010 году, когда закончился мировой финансовый кризис.
Как известно, после этого кризиса международные финансовые регуляторы рекомендовали крупным банкам ужесточить требования к качеству капитала первого уровня и повысить его размер. Целью было обезопасить кредитные организации от потрясений, подобных тем, что происходили в 2007–2009 годах. Финансовые компании активно приступили к выполнению этих рекомендаций, и уже в 2015 году Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН) заявил, что большая часть задач, поставленных после кризиса 2008 года регуляторами перед крупнейшими банками мира, была успешно выполнена.
Эксперты отмечают, что в 2010–2015 годах крупнейшие банки мира нарастили дополнительно почти $0,5 трлн капитала по сравнению с докризисным периодом. В марте 2015 года в интервью Financial Times генеральный секретарь БКБН Уильям Коэн сообщил: «Теперь мы видим свет в конце тоннеля. Проделана бОльшая часть работы, и похоже, что мы приближаемся к финишу».
Теперь же The Banker отмечает, что в свете замедления мировой экономики, вызванного пандемией COVID-19, «рекомендации регуляторов к банкам, похоже, доказали свою правоту: данные говорят о том, что банковская система закончила 2019 год в очень хорошем состоянии».
Помимо рекордно высокого капитала первого уровня, который в случае необходимости позволяет компенсировать убытки, у банков накануне 2020 года вырос и общий объем активов — на 4,3%, до $128 трлн. Увеличился и совокупный объем доналоговой прибыли — на 2,13%, до $1,159 трлн.
Накопленный за прошлые годы потенциал может помочь ведущим банкам смягчить последствия пандемии коронавируса. Отчетности американских банков уже за первый квартал показали, что карантинные меры и закрытие предприятий ощутимо ударили по показателям финансовых компаний. Прибыли банков резко сократились из-за того, что они вынуждены выделять в резервы миллиарды долларов на покрытие потерь от кредитных операций.
Авторы рейтинга The Banker отмечают, что в этом году пострадают и показатели китайских банков. При этом эксперты подчеркивают, что «хотя Китай стал первой страной, чья экономика понесла урон, он же стал одной из первых стран, чья экономика начала возвращаться к нормальной жизни».
В пользу американских банков играет то, что их операции в целом являются более эффективными с точки зрения издержек и использования капитала. Если китайские банки в общей сложности владеют 24,64% всех банковских активов в мире и при этом генерируют 28,46% доналоговой прибыли мировой банковской индустрии, то американские банки владеют «всего» 13,55% мировых активов, но генерируют 22% общей банковской прибыли.
В Европе эксперты The Banker зафиксировали по итогам 2019 года у ряда крупнейших банков небольшое сокращение таких показателей, как доналоговая прибыль, рентабельность активов и рентабельность капитала. Однако более позитивным моментом они считают, что банки таких стран, как Греция, Италия и Португалия, вызвавших всего несколько лет назад долговой кризис во всем ЕС, заметно сократили объемы плохих долгов. Отчисления на покрытие убытков по кредитным операциям в Португалии сократились на 36%, в Италии и Греции — на 22,8%.
Также банки этих некогда проблемных стран еврозоны по итогам 2019 года улучшили такой показатель, как «отчисления для компенсации обесценивание активов». В Португалии он сократился на 4,6%, в Италии — на 17%, а в Греции — на 20,4%.
Топ-30 банков мира
|
Источник: The Banker, рейтинг Top 1000 World Banks.