Суд пройдет по следу откатов
Начался процесс по обвинению замглавы минсельхоза Кубани в получении взяток
Ленинский суд Краснодара приступил к слушанию уголовного дела в отношении заместителя министра сельского хозяйства края Кима Тертицы, обвиняемого в получении «откатов» от руководства сельхозкооперативов за согласование субсидий. Подчиненный господина Тертицы Александр Пиунов в апреле прошлого года был задержан при получении 4 млн руб. от председателя кооператива «Артель». Ким Тертица утверждает, что господин Пиунов, испугавшись наказания, согласился подбросить в его приемную пакет с деньгами, а затем оговорил своего начальника.
Судья Ленинского суда Краснодара Диана Беляк провела первое слушание по существу уголовного дела в отношении заместителя министра сельского хозяйства края Кима Тертицы, обвиняемого в двух эпизодах покушения на получении взятки в особо крупном размере(ч. 3 ст. 30, ч. 6 ст. 290) и одном эпизоде получении особо крупной взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Дело в отношении второго фигуранта дела Александра Пиунова, начальника отдела развития малых форм хозяйствования краевого минсельхоза, выделено в отдельное производство, он полностью признал вину.
В ходе первого заседания государственный обвинитель Андрей Томчак зачитал обвинительное заключение, из которого следует, что господина Тертицу обвиняют в получении «откатов» за включение сельхозкооперативов в госпрограмму поддержки АПК.
Ким Тертица был председателем комиссии по отбору участников программы, а Александр Пиунов – заместителем председателя. Как следует из документа, чиновники вошли в преступный сговор в ноябре 2017 года. Причем инициатором незаконных действий следствие считает Кима Тертицу, который, по версии обвинения, определял сумму взятки, обеспечивал нужное решение комиссии и затем распределял «доход» между соучастниками. Александр Пиунов, по версии следствия, лично общался с предпринимателями и доносил до них указания Кима Тертицы. Первые два эпизода взяток относятся к 2017 году, в обоих случаях чиновники, по версии обвинения, не получили полную сумму вознаграждения, поэтому их действия квалифицированы как покушения на мошенничество, о чем ранее писал “Ъ-Юг”. Третий эпизод завершился задержанием Александра Пиунова, который 30 апреля прошлого года получил 4 млн руб. от председателя кооператива «Артель», а затем под контролем сотрудников правоохранительных органов положил деньги в шкаф в приемной минсельхоза, где они и были обнаружены.
Во время судебного заседания подсудимый Тертица внимательно слушал обвинительное заключение, иногда вполголоса комментировал документ, а во время перерыва обратился к прокурору Андрею Томчаку: «Неужели вам не стыдно читать эту ерунду?» На вопрос судьи, признает ли он свою вину, Ким Третица заявил: «Все, что произошло – провокация и оговор».
По мнению подсудимого, дело строится в основном на показаниях Александра Пиунова, на которого следствие оказывало незаконное давление.
Алексей Иванов, управляющий партнер адвокатского бюро «Правовой статус», осуществляющий защиту Кима Тертицы, пояснил суду, что сотрудники правоохранительных органов, по его данным, вынуждали заместителя министра дать показания на его руководителей, «чтобы сделать историю с взятками более масштабной, однако Ким Тертица отказался оговорить руководство, поэтому в отместку его пытаются наказать максимально сурово»,– пояснил защитник.
Как рассказал “Ъ-Юг” после окончания заседания Алексей Иванов, ситуация с обнаружением денег имеет все признаки провокации. «Александр Пиунов в течение дня 30 апреля пытался передать Киму Тертице портфель якобы с документами, чтобы тот во время майских праздников изучил их, но заместитель министра каждый раз отказывался и в конце концов достаточно жестко выпроводил подчинённого из кабинета. Вскоре после этого в приемной министерства появились сотрудники правоохранительных органов и обнаружили в шкафу пакет с деньгами». По данным адвоката, у следствия нет никаких доказательств того, что господин Тертица знал о получении денег его подчиненным и принимал в этом участие. В свою очередь адвокат Гаянэ Арутюнян обратила внимание на то, что оба фигурирующие в двух эпизодах 2017 года заявителя – руководители сельхозкооперативов – после получения грантов оказались в поле зрения правоохранительных органов и контролирующих структур, поэтому на них могло быть оказано давление с целью оговора Кима Тертицы, считает адвокат Арутюнян.