Якутия хочет участвовать в дальневосточной авиакомпании
Власти региона пытаются присоединиться к проекту
Власти Якутии, контролирующие авиакомпании «Якутия» и «Полярные авиалинии», объявили о поддержке проекта создания дальневосточной авиакомпании, у которой будут единые маршрутная сеть и расписание. Предполагалось, что компания будет создаваться на базе входящей в «Аэрофлот» «Авроры» и будет эксплуатировать исключительно российскую технику. Источники “Ъ” на рынке полагают, что якутские власти таким образом пытаются привлечь дополнительную господдержку для сохранения региональной авиакомпании.
Глава Якутии Айсен Николаев после совещания с главой Росавиации Александром Нерадько заявил, что республика поддерживает проект создания единой дальневосточной государственной авиакомпании с распределением маршрутной сети, единым расписанием, парком воздушных судов и тарифной политики, «в том числе по объемам субсидирования». Сообщение об этом вечером 30 июня появилось на сайте правительства республики.
Господин Николаев напомнил, что «Якутия» и «Полярные авиалинии» эксплуатируют в том числе российские воздушные суда (SSJ 100, Ан-2, Ан-24, L-410). Компании подписали предварительные соглашения на эксплуатацию Ил-114 и L-610 (на данный момент не запущены в серию). По его мнению, присоединение республиканских перевозчиков к проекту позволит снизить стоимость парка воздушных судов и создать единый пул компонентов запасных частей и двигателей на Дальнем Востоке.
В Росавиации говорят, что предложения по финансово-организационной модели дальневосточной авиакомпании находятся на этапе формирования и проработки предложений. «Проект "дорожной карты" создания такой авиакомпании действительно разработан и будет направлен всем заинтересованным субъектам Дальневосточного федерального округа, а также министерствам и ведомствам»,— добавили в ведомстве.
Собеседники “Ъ”, знакомые с деталями совещания, говорят, что сообщение размещено по инициативе республиканских властей. При этом окончательное решение об участии якутских перевозчиков в проекте сегодня не принято.
Ранее предполагалось, что авиакомпания будет создана на базе «Авроры», входящей в группу «Аэрофлот». Источники “Ъ” в отрасли говорят, что «Аэрофлоту» не интересно развивать бизнес регионального перевозчика, который специфичен и сильно отличается от бизнеса крупной международной авиакомпании. В 2020 году сообщалось, что власти Сахалинской области (контролируют 49% «Авроры») ведут переговоры с «Аэрофлотом» о выкупе его доли (51%) в «Авроре». Об участии якутских перевозчиков в проекте не сообщалось.
Источник “Ъ” в отрасли, знакомый с развитием идеи создания единой дальневосточной компании, говорит, что еще несколько месяцев назад участие «Якутии» и «Полярных авиалиний» в проекте не обсуждалось. «Складывается впечатление, что властям республики понадобилась поддержка федерального центра, поэтому они сейчас выступили с таким заявлением»,— сказал он.
«Вопрос состоит в том, зачем в принципе нужна эта компания. Какую задачу не могут выполнить работающие сегодня на рынке перевозчики? Проект должен опираться на поставленные задачи»,— говорит собеседник “Ъ” на рынке авиаперевозок.
Другой источник “Ъ” отмечает, что для региональных дальневосточных перевозок нужны турбовинтовые самолеты, способные приземляться на грунтовые покрытия и заменить Ан-24. Самолет SSJ 100 для этой задачи не подходит. Кроме того, это слишком большой самолет для пассажиропотока, существующего на действующих дальневосточных линиях, а раскатать новые маршруты в нынешних условиях, в условиях эпидемии, крайне сложно.