Вопрос цены
Мнение аналитика
Павел Егоров, руководитель отдела обучения IT-компании «СКБ Контур»
Основные затраты при разработке онлайн-курсов идут на оплату работы их авторов. Расскажу, сколько времени это занимает на примере курса «Основы программирования», который мы разрабатывали для направления «Фундаментальная информатика и информационные технологии» в УрФУ. Чтобы качественно подготовить материалы одной лекции в онлайн курсе по программированию, нам нужно сделать следующее: спланировать лекцию, собрав весь материал (день), подготовить презентацию (день), записать видеолекцию (полдня), смонтировать видеолекцию (полдня), придумать, создать и протестировать закрепляющие несложные упражнения на эту тему (1-2 дня), придумать, создать и протестировать большие домашние задачи с автопроверкой (2-3 дня).
Получается полторы недели уходит у одного разработчика на создание одной лекции. Обычно в университетских курсах 10-15 недель, периодичность лекций — один раз в неделю. Выходит, что нужно 4-6 человеко-месяцев работы, чтобы создать один курс.
Часто работу распределяют так, чтобы курсом занимались два-три человека параллельно, чтобы каждый отвечал за свою часть. Кроме того, после создания курса нужно будет его поддерживать и дорабатывать все недочеты, которые вскроются при первых потоках студентов. Свой курс «Основы программирования» мы создавали постепенно в течение трех лет.
Если говорить об эффективности таких курсов, то мы больше верим в формат смешанного образования, чем в массовые открытые онлайн-курсы. Смешанное обучение предполагает онлайн-курс (его гораздо удобнее осваивать студентам, чем очные лекции), который сопровождается регулярными семинарами и общением с преподавателями. Очное сопровождение курса позволяет сделать очень важную в образовании вещь — подстроить сложность и скорость подачи материала под уровень аудитории. Если лекции дались студентам легко, то на семинарах углубляемся в дополнительные материалы по курсу, а если сложно, то разбираем и закрепляем лекции.
Еще одна важная составляющая — обратная связь от преподавателя. Например, в современном программировании мало написать работающую программу, которая прошла все тесты. Важно уметь правильно организовать код, сделать его понятным, желательно оформить его так, чтобы корректность кода была очевидна читающему. Массовые онлайн-курсы ограничены только автоматическими проверками решений, а проверить такое автоматически невозможно. Полноценно проверить стиль кодирования и объяснить ошибки может только опытный программист.