«Онлайн обучение требует навыков самоорганизации»

Интервью

Андрей Созыкин, проректор УрФУ по развитию образовательной деятельности

— С 2019 года в Уральском федеральном университете реализуется программа цифровой трансформации. Что она подразумевает?

— Программа цифровой трансформации предполагает изменение образовательного, исследовательского и управленческого процессов в университете с использованием цифровых сервисов. Планируется расширение системы индивидуальных образовательных траекторий, чтобы студенты смогли выбирать уровень освоения курсов, технологию обучения (очно или онлайн), преподавателя и элективные дисциплины. В области цифровых образовательных технологий будут разработаны инструменты для создания адаптивных онлайн-курсов. Еще одна из важных целей трансформации — сделать университет открытым для партнеров — работодателей и других университетов. Для этой цели разрабатывается кабинет партнера, через который компании смогут найти себе студентов на практику, принять участие в проектном обучении и других активностях университета.

— Насколько УрФО оказалось готово перейти на 100% дистант в связи с пандемией?

— УрФУ планировал, что в 2020 году 20% учебной нагрузки будет реализовано в онлайне. Нам же пришлось в экстренном режиме переводить в онлайн 100% нагрузки. Конечно, это было большим стрессом как для студентов, так и для преподавателей. Подобный переход за такой короткий срок без технических и организационных проблем сделать практически невозможно. Однако большая часть возникающих проблем оперативно устранялись. В целом мы можем оценить опыт перехода на дистанционное образование как успешный, учитывая сроки и стрессовую ситуацию пандемии.

— С какими сложностями столкнулись учащиеся и преподаватели?

— Сейчас самая распространенная проблема — это большое количество платформ, которые используются для проведения занятий. Безусловно, для студентов это оказалось не очень удобно. Но мы оценили это в большей степени как положительный сигнал: мы уверены, что занятия проводятся, студенты в них участвуют. Причем участвуют активно, раз жалуются на разнообразие платформ.

— Почему сложилась такая ситуация?

— Разнообразие платформ — вынужденная мера, связанная с быстрым переходом на дистанционное обучение. Университет разрешил преподавателям вести занятия с помощью той платформы, которую они знали. Именно это сыграло существенную роль в быстром переходе на дистанционное обучение: преподавателям не нужно было тратить время на изучение незнакомого сервиса и размещение контента в нем. В дальнейшем мы планируем ввести унификацию используемых в университете платформ и ресурсов, чтобы обеспечить комфортные условия для студентов. Однако на это потребуется время.

— В чем эффективность онлайн обучения?

— В онлайн курсах возможен сбор большого количества данных о работе студентов на курсе. Эти данные могут быть использованы в системах учебной аналитики, которая позволяет оценить качество онлайн обучения, найти проблемные места, которые в последующем можно будет устранить. Кроме того, наличие данных о действиях студентов на онлайн-платформе позволяет на ранней стадии делать прогноз об успешном или неуспешном освоении курса студентами. Таким образом, появляется возможность помочь тем студентам, которые могут не освоить курс, пока еще есть время на исправление ситуации.

— Какие предметы проще преподавать через дистанционное образование?

— В дистанционном образовании просто преподавать предметы, связанные с информационными технологиями. Также легко доносить до слушателя базовые профессиональные компетенции, связанные с решением стандартных задач, для которых возможно организовать автоматическую проверку. Предметы с практическими и лабораторными работами, для которых требуется оборудование, нельзя перевести на дистант.

— Какую пропорцию онлайн и оффлайн образования вы планируете оставить после отмены пандемии коронавируса?

— В 2020 году планировалось реализовывать в онлайн 20% учебной нагрузки, а в течение пяти лет довести этот показатель до 40%. В результате студенты получат возможность учиться, когда и где им удобно. Однако вряд ли это будет проще, так как онлайн обучение требует навыков самоорганизации. Кроме того, стоимость разработки качественных онлайн курсов, включающих практические интерактивные тренажеры и симуляторы, достаточно высока. Поэтому ожидать существенного снижения стоимости обучения при частичном переходе в онлайн ждать не приходится. Это можно сделать только при наличии большого количества студентов на каждом онлайн курсе (от 5 тыс. и выше). Для реализации такого подхода необходимо сетевое взаимодействие между университетами, чтобы все использовали курсы друг друга. Однако такие механизмы сейчас только в процессе активной апробации.

Беседовала Евгения Яблонская

Вся лента