США не ревнуют Центральную Азию к России
Госдепартамент не против сотрудничества Узбекистана с ЕАЭС
США не собираются конкурировать с Москвой за влияние на центральноазиатские республики. Это дали понять в Госдепартаменте США, подводя итоги состоявшихся накануне переговоров госсекретаря Майкла Помпео с его коллегами из пяти стран Центральной Азии. Главными темами онлайн-конференции стали готовящийся вывод американских войск из Афганистана, экономическое взаимодействие в регионе и борьба с пандемией коронавируса.
Так называемый формат C5+1 появился еще при администрации президента США Барака Обамы. При Дональде Трампе от него отказываться не стали. Последняя очная встреча прошла в феврале: тогда госсекретарь США Майкл Помпео прилетал в Ташкент, где встретился с коллегами из Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. На этот раз состав участников остался прежним, а вот формат перенесли в онлайн из-за неутихающей в Центральной Азии пандемии COVID-19.
Официальные заявления, опубликованные по итогам мероприятия, были не слишком информативными.
Например, в сообщении узбекского МИДа, говорилось, что «стороны обсудили актуальные вопросы укрепления регионального экономического сотрудничества, противостояния современным вызовам и угрозам, в том числе борьбы против распространения коронавируса».
Более подробно об итогах встречи журналистам рассказал в среду заместитель помощника госсекретаря США по делам Центральной Азии Джонатан Хеник. По его словам, «Соединенным Штатам выгодно, чтобы Центральная Азия была более защищенным, более благополучным регионом», а ее страны «были вольны выбирать из различных вариантов (развития.— “Ъ”)».
Он также отметил, что «только во время нынешнего кризиса США выделили $25 млн» на различные меры борьбы с коронавирусом в регионе.
При этом, по словам дипломата, США «продолжают работу с Всемирным банком и Международным валютным фондом с целью выделения Центральной Азии дополнительных средств».
Отвечая на вопрос “Ъ” об отношении Вашингтона к готовящемуся вступлению Узбекистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на правах наблюдателя, господин Хеник дал понять: США не собираются конкурировать с Москвой за влияние на центральноазиатские республики. «Я не могу прокомментировать эти переговоры, потому что Соединенные Штаты не являются членом ЕАЭС,— ответил он.— Дискуссия с участием Узбекистана продолжается. Я не могу прокомментировать эти переговоры, потому что Соединенные Штаты не являются членом ЕАЭС,— ответил он.— Все, что я знаю, это то, что этот вопрос очень волнует жителей Узбекистана. Мы поддерживаем граждан Узбекистана в стремлении расширить доступ к мировым рынкам и инвестициям. Надеемся, что жители Узбекистана внимательно рассмотрят и все возможные местные блоки и торговые связи, и членство в ВТО, чтобы выбрать то, что им наиболее выгодно».
Другой вопрос “Ъ”, прозвучавший на пресс-конференции, касался вывода американских войск из Афганистана в соответствии с соглашением с запрещенным в России террористическим движением «Талибан» и последствий такого решения для Центральной Азии. Отдельно журналисты поинтересовались, получат ли постсоветские республики американскую военную технику, которую наверняка будет слишком дорого вывозить за океан. Ранее уже были случаи передачи списанной американской техники Узбекистану.
Однако Джонатан Хеник ответил, что сейчас говорить об этом преждевременно. «Я знаю, что в прошлом военная техника предлагалась нашим центральноазиатским партнерам, но эти вопросы еще будут отдельно обсуждаться в будущем»,— отметил дипломат.
При этом дипломат заявил, что США «поблагодарили своих партнеров за продолжающуюся поддержку» афганского урегулирования и «подчеркнули, что экономическое сотрудничество в Афганистане будет ключом к успеху».
Еще одна тема, прозвучавшая на брифинге, касалась граждан одной из стран Центральной Азии — Киргизии. США с февраля 2020 года приостановили выдачу иммиграционных виз гражданам этой страны, ссылаясь на недостаточные меры безопасности там. Речь может идти о многочисленных случаях подделок местных паспортов. Киргизский журналист поинтересовался, когда такая мера может быть отменена, однако Джонатан Хеник не смог ответить ничего конкретного. Дипломат лишь выразил надежду, что по итогам «обмена информацией о безопасности проездных документов» Вашингтон сможет отменить свой запрет.