Неприкаянный талант
Умер Виктор Проскурин
Актер Виктор Проскурин ушел из жизни на 69-м году. Об этом сообщила его жена, художник Ирина Хонда.
Реакции в социальных сетях показали, что Виктора Проскурина считают одним из первых в актерской профессии по уровню таланта и мастерства. С ностальгической нежностью вспоминают его персонажей из фильмов «Пиковая дама», «Однажды двадцать лет спустя», «Военно-полевой роман», «Жестокий романс», «Выйти замуж за капитана» и прочих, сыгранных им на излете советского кино. Всего в его послужном списке 129 экранных ролей и не один десяток на сцене.
Чем известен Виктор Проскурин
Эпитеты «гений», «уникальный артист», «сильнейшая мужская харизма», «образец русской актерской школы» по отношению к Виктору Проскурину не звучат посмертным преувеличением. Еще в изданной в 2001 году издательством «Сеанс» энциклопедии «Новейшая история отечественного кино» критик Нина Цыркун писала: «В его лице есть нечто восточное; неподвижностью черт оно подчас напоминает ритуальную маску. Такие лица составляют золотой фонд кино. Можно сказать, что они и есть кино в его квинтэссенции».
Хотя масштаб этой личности неоспорим и Виктора Проскурина никак не назовешь невостребованным артистом, его творческая судьба драматична, и связано это не только со случайными обстоятельствами, но прежде всего с переломным состоянием культуры и искусства, на которое пришлась основная фаза его творческой жизни.
Трудным было уже начало: юного Проскурина не приняли ни в одно из пяти театральных училищ Москвы. Взяв все же в итоге эту планку, в 1970-е он играл в кино небольшие роли, многие безымянные: «курсант», «красноармеец», «гусар», «прораб», «летчик». Самые важные режиссеры этого периода либо проходили мимо него, либо приглашали сняться лишь в эпизодах: Андрей Смирнов в «Белорусском вокзале», Илья Авербах в «Чужих письмах», Вадим Абдрашитов в «Повороте». Не стал Виктор Проскурин по-настоящему своим и для Марка Захарова, хотя и проработал в «Ленкоме» семнадцать лет; не прижился на других столичных сценах. И дело не только в жестковатом характере. Воплощаемый актером тип суровой постромантической маскулинности не слишком отвечал переходному времени, когда изживали себя мифы советского кино, а новая художественная мифология конца века только зарождалась. Едва ли не единственным «попаданием во время» стала роль Сталина, исполненная Проскуриным в фильме Евгения Цымбала «Повесть непогашенной луны» по Борису Пильняку, но этот опыт радикального исторического диагноза не нашел продолжения в биографии актера.
Зато на этом этапе произошла его встреча с ленфильмовским режиссером Светланой Проскуриной (Колгановой), которая стала его женой. Это был союз двух сильных творческих людей, который мне довелось наблюдать довольно близко. Его высшей точкой стал фильм «Отражение в зеркале», где Проскурин сыграл исповедальную драму актера с брутальным имиджем и нежной кожей. Картина, одна из немногих в фильмографии Проскурина, получила международную известность, была представлена на Каннском фестивале. Потом случилась беда: Проскурин попал в автокатастрофу, чудом выжил, сильно подорвал здоровье. Со Светланой они разошлись; другого серьезного режиссера, с которым у него сложился бы общий творческий язык, актер так и не нашел.
Он продолжал играть, преимущественно в сериалах, но большого резонанса его поздние работы не имели.
Круг его интересов не ограничивался театром и кино — он писал стихи, увлекался энтомологией.
Можно утверждать, что актерский потенциал Проскурина, угадываемый и подтвержденный тем блеском, с которым он исполнял даже крошечные роли, реализовался только частично. И это скорее правило, чем исключение для наших артистов, которые живут гораздо более трудной, неприкаянной жизнью и раньше уходят, чем их голливудские или европейские сверстники, сопоставимые по одаренности.