Вирус роста
Кто в Черноземье оказался бенефициаром пандемии COVID-19
Единый период нерабочих дней, режим повышенной готовности и самоизоляция оказали довольно существенное влияние на большую часть предпринимателей. Многие компании были вынуждены экстренно перейти в онлайн, перевести в удаленный режим часть своей деятельности или вовсе прекратить работу. Однако часть отраслей в этих условиях зафиксировали рост, поневоле оказавшись бенефициарами пандемии новой коронавирусной инфекции. Среди них оказались компании, предлагающие инструменты удаленной работы, грузоперевозки, сервисы доставки еды и одежды, производители некоторых продуктов питания и лекарств.
Грузоперевозки на пике
По данным региональных служб Росстата, фактически все области Черноземья отмечают рост в сфере грузоперевозок, которые стали особенно актуальны в условиях удаленной работы непродовольственного ритейла и роста сектора доставки продуктов. Так, по оценкам компании «Infoline-Аналитика», суммарный объем российского рынка экспресс-доставки продуктов в 2020 году может вырасти с 700 млн до 30 млрд руб. В прошлом году весь рынок онлайн-продаж продуктов питания составил 40 млрд руб., а по итогам 2020-го аналитики ожидают рост до 135 млрд руб.
По данным Белгородстата, в январе-апреле 2020 года грузовыми автомобилями организаций всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) в регионе перевезено 7,6 млн т грузов, выполнено 729 млн т-км, что, соответственно, на 9,6 и 2,5% больше, чем в январе-апреле 2019 года. При этом оборот розничной торговли за январь-апрель 2020 года составил 115,014 млрд руб., что в товарной массе составляет 100,5% к уровню января-апреля 2019 года. В апреле 2020 года по сравнению с предыдущим месяцем оборот розничной торговли снизился на 8,4%, по сравнению с апрелем 2019 года — на 5,3%.
Воронежстат подсчитал, что в январе-апреле 2020 года предприятия автотранспорта всех видов экономической деятельности перевезли 8,86 млн т грузов, что на 13,1% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Грузооборот составил 683,8 млн т-км и увеличился на 22,4%. Оборот розничной торговли в январе-апреле снизился, составив 183,1 млрд руб. (98,6% к уровню соответствующего периода предыдущего года). Показали рост и грузоперевозки в Курской области. По данным Курскстата, в январе-мае 2020 года грузооборот автотранспорта крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности составил 237,2 млн т-км (137,4%; 74,4% годом ранее), перевезено 3,72 млн т грузов (106,1%). Оборот розничной торговли в январе-мае 2020 года составил 103,16 млрд руб., или 95,5% к уровню прошлого года.
В Липецкой области в январе-мае 2020 года грузооборот автотранспорта крупных и средних предприятий всех видов экономической деятельности составил 237,2 млн т-км, перевезено 3,72 млн т грузов. Оборот розничной торговли в январе-мае 2020 года составил 103,16 млрд руб. (95,5%). В Орловской области за тот же период было перевезено 3,53 млн т грузов (133,6% к аналогичному периоду 2019-го), грузооборот транспорта составил 308,4 млн т-км (102,5%). Оборот розничной торговли в январе-мае 2020 года сложился в сумме 54,7 млрд руб., или 96,6% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2019 года. Уменьшение оборота розничной торговли в Орелстате напрямую связывают с проведением правительством региона мероприятий по недопущению завоза и распространения коронавирусной инфекции. В мае, в частности, реализовано товаров на 10,7 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 10,7% меньше, чем в мае предыдущего года.
Наиболее значительный рост зафиксирован в грузоперевозках Тамбовской области. По данным Тамбовстата, в январе-мае 2020 года объем перевозок грузов автотранспортом предприятий и организаций всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) составил 12,73 млн т, что в 2,2 раза больше уровня января-мая 2019 года. Грузооборот предприятий области составил 1,35 млрд т-км и вырос по сравнению с январем-маем 2019-го в 2,3 раза. Оборот розничной торговли через все каналы реализации в январе-мае 2020-го, в свою очередь, составил 73,8 млрд руб., что в товарной массе на 9,7% меньше, чем в январе-мае 2019-го.
Эта статистика по регионам Черноземья характерна в целом для всей страны, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В первом квартале грузооборот вырос на 5–10% в среднем по РФ, что было связано с ажиотажным спросом на продукты питания длительного хранения в марте. В этот месяц и обороты торговли выросли в среднем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на растущие объемы грузоперевозок повлияло то, что ритейлеры активно заполняли продуктами питания складские площади, чтобы не допустить ситуации, когда на фоне повышенного спроса какого-либо товара в магазинах окажется недостаточно», — считает господин Сигал.
Однако в апреле и мае текущего года обороты розничной торговли снизились в среднем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эксперт связывает это с введением режима самоизоляции по коронавирусу. «Темпы снижения грузооборотов при этом были ниже (сократились поставки промышленных товаров, но продукты питания по-прежнему поставлялись в магазины без перебоев). В результате и получилось, что при грузооборотах на уровне прошлого года или даже выше обороты розницы снизились», — пояснил Павел Сигал. Свою роль сыграло и сокращение потребительского спроса: россияне стали более тщательно планировать покупки и чаще приобретать товары более низкой ценовой категории.
Дело в обработке
Индекс промышленного производства (ИПП, характеризует изменение объемов отгрузки продукции в денежном выражении) в большинстве регионов Черноземья продолжает показывать рост. По данным Белгородстата, ИПП в Белгородской области в январе-апреле 2020 года к уровню января-апреля 2019 года составил 103,1%, в Воронежской области — 110,7%, Тамбовской — 110,5%, Липецкой — 103,4%, Орловской — 101,4%, Курской — 98%.
Рост почти во всех областях показали обрабатывающие производства в целом. По этому виду экономической деятельности индекс производства в январе-апреле 2020 года по сравнению с январем-апрелем 2019 года в Белгородской области составил 103,2%, наиболее значительно выросли компании в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизация отходов — 120,8%. В Воронежской области объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности в действующих ценах за январь-апрель 2020 года к соответствующему периоду 2019 года в обрабатывающих производствах составил 116,5% (156,864 млрд руб.), рост производства пищевых продуктов составил 119,1% (79,85 млрд руб.), напитков — 152,5% (2,47 млрд руб.), в 2,3 раза выросло производство текстильных изделий.
В Курской области ИПП в обрабатывающих производствах в январе-мае 2020 года составил 91,9%, при этом в производстве пищевых продуктов он достиг 116,8%, напитков — 103,6%. При этом оборот данных организаций показал рост 107,6% (83,65 млрд руб.). В Липецкой области рост в обрабатывающих производствах составил 103,5%, устойчивый рост показали и ключевые отрасли экономики региона — металлургия и пищевая промышленность: 104 и 113% к уровню прошлого года. В целом рост наблюдается по 14 видам обрабатывающих производств. При этом снижение отмечено в девяти отраслях — на них приходится не более 10% от всего промпроизводства региона. В Орловской области ИПП обрабатывающих производств за тот же период составил 105,6%, в Тамбовской области — 112,1%, рост объема отгруженных товаров по этому виду деятельности — 111,9% (66,3 млрд руб.).
Во всех регионах Черноземья отмечается рост в сельском хозяйстве в целом, при этом по производству молока и яиц регистрируется уменьшение производства, по производству мяса — рост, наиболее устойчивый — в свиноводст
Подлечили статистику
В России в мае ожидаемо выросло производство лекарств — на 22,4% относительно аналогичного периода прошлого года, выпуск медицинского оборудования увеличился почти в три раза, следует из доклада Росстата. Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в январе-мае 2020 года относительно аналогичного периода 2019-го выросло на 14,3%, на 77,6% увеличилось производство оборудования и приборов для облучения и реабилитации. Стоимость произведенного составила 10,4 млрд руб.
Почти все регионы Черноземья продемонстрировали позитивную динамику в отрасли. Лишь в Белгородской области ИПП в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в январе-мае 2020 года составил 85,3%, уменьшившись к аналогичному периоду 2019-го. В Курской области показатель зафиксировал рост — 126,7%, в Орловской — 110,2%, в Липецкой — 158,9% (рост оборота компаний в отрасли — 139,1%). В Воронежской области за январь-апрель 2020 года ИПП в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, составил 110,2%, оборот — 109,9% (605,6 млн руб.) к аналогичному периоду 2019-го.
А один из крупнейших производителей медикаментов в РФ АО «Фармстандарт-лексредства» счел текущий период подходящим для старта нового проекта. В июне компания заявила о планах инвестировать порядка 1 млрд руб. в модернизацию фармацевтического завода в Курске и расширить линейки продукции.
Аналитики ожидают роста выпуска продукции на предприятии с 600 до 700 млн упаковок медикаментов в год и отмечают, что инвестпроект заявлен на фоне бурного роста продаж лекарств в России. По данным профильной консалтинговой компании DSM Group, в первом квартале 2020 года был зафиксирован один из самых значительных приростов продаж за последние несколько лет. По сравнению с первым кварталом 2019 года продажи лекарств выросли на 25,3% в стоимостном выражении и на 13,2% в натуральном эквиваленте. Аналитики связали ажиотажный спрос с распространением коронавирусной инфекции и ожиданием роста цен и дефицита необходимых препараторов из-за возможного сокращения производства и угрозы исчезновения с рынка дешевых лекарств.
Все в онлайн
Онлайн-сервисы информируют о бурном росте. Речь, в первую очередь, идет о видеостримингах, платформах доставки, сервисах коллективной работы, видеотрансляций, обучения и развлечений, а также играх и бесконтактных платежных системах. Многократный рост числа игроков и выручки зафиксировали российские сервисы облачного гейминга. Ощутимый рост показали и платформы видеоконференций — в первую очередь Zoom, которой начали пользоваться как крупные предприятия, так и представители малого бизнеса. Возросло и число пользователей в сегментах корпоративных мессенджеров, CRM-систем, обучающих платформ.
Еще в середине марта аналитики Statista озвучивали прогноз, согласно которому под влиянием пандемии выручка бизнес-сегмента «мессенджеры и софт для удаленной работы» вырастет в 2020 году на 44% год к году, что позволит ему войти в пятерку быстрорастущих рынков.
Эксперты системного интегратора «Инфосистемы джет» рассказали СМИ о росте спроса на программное обеспечение для удаленных рабочих мест — VDI (Virtual Desktop Infrastructure). Стоимость одного рабочего места, по их оценке, составляет около $2000. Это наиболее востребовано в компаниях с большим количеством персонала, которые уже достаточно продвинуты в плане цифровой трансформации: банки, страховые компании, штаб-квартиры крупных ритейлеров и промышленных компаний.
Эта тенденция в меньшей степени заметна в регионах Черноземья, однако и в них есть IT-компании, которым удалось извлечь выгоду из ситуации с пандемией. Так, например, воронежская группа компаний FTNET в середине апреля заявила о намерении поставить в Мурманскую область электронные браслеты для контроля карантина зараженных коронавирусом. 120 комплектов трекеров и система мониторинга оценивались в 1,5 млн руб. Техническое решение включает установку датчиков в жилище пациента, информирование властей, если он его покинул или снял трекер, а также ведение дневника температуры и изменения симптомов. Такими же решениями интересовались еще шесть российских регионов, официально не объявлявших о введении электронных браслетов для инфицированных.
Главным трендом пандемии стали безналичная и бесконтактная оплата. Всемирная организация здравоохранения рекомендовала потребителям всех стран платить безналичным способом, поскольку вирус может передаваться через купюры. Все регионы, в том числе черноземные, фиксируют рост операций по безналичной оплате товаров и услуг. Так, по данным пресс-службы Банка России по ЦФО, только за первый квартал 2020 года в Тамбовской области их количество увеличилось на 91% по сравнению с первым кварталом 2019-го. Всего за первый квартал 2020 года было проведено 28 млн таких операций на общую сумму 15,3 млрд руб. В Курской области за первый квартал текущего года по платежным картам совершено почти 38,7 млн операций на сумму 60,4 млрд руб., что превысило показатели соответствующего периода прошлого года на 29,6 и 10,4% соответственно. В Воронежском регионе в первом квартале 2020 года 53,43% товаров и услуг были оплачены по карте, тогда как в первом квартале 2019 года доля покупок по картам составляла лишь 50,09%. Такие данные приводит лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» и «Платформы ОФД».
Опыт прохождения кризиса
В любом случае практически все представители регионального бизнеса столкнулись с новыми условиями, новыми вызовами — включая тех, кто находится на волне ажиотажного спроса. И в этих условиях ключевой стратегией для многих является обращение к уже существующему опыту прохождения кризисов: диверсификации производства, которая помогала выжить и в прежние кризисы, реинвестированию прибыли и созданию внутренних резервов. К таким выводам пришли, в частности, владельцы и топ-менеджеры предприятий Липецкой области в ходе онлайн-дискуссии, организованной по заказу губернатора Липецкой области Игоря Артамонова международной консалтинговой компанией «Институт Адизеса».
«Проблемы есть, некоторые клиенты уходят с рынка, но изыскиваются возможности сохранить объемы с учетом диверсификации. Меняется направление ресурсов предприятий: нужно расширить рынки сбыта, внедрить новые цифровые процессы и возможность удаленной работы. Повышенные санитарные требования останутся и после кризиса. Пандемия — это хороший индикатор для слабых секторов экономики, подходящее время задуматься государству о бизнесе, а бизнесу научиться четко формулировать свои проблемы, чтобы их услышали», — уверены в консалтинговой компании.