США выкупили лекарственный запас
Смогут ли другие страны получить доступ к препарату ремдесивир
Соединенные Штаты на время лишили остальной мир лекарства от коронавируса: Минздрав США выкупил у калифорнийской фармкомпании Gilead Sciences запасы ремдесивира на три месяца вперед. Этот препарат помогает больным с тяжелой формой COVID-19. В Европе предупреждают: другие страны фактически лишаются доступа к этому лекарству. В России, кстати, оно допущено до клинических испытаний и при определенных условиях рекомендовано для пациентов. Что означают действия американских властей? И сможет ли остальной мир получить доступ к препарату? Разбирался Григорий Колганов.
Ремдесивир, изначально разработанный для лечения гепатита C, несколько месяцев назад был спешно опробован на больных COVID-19. Япония, Южная Корея, Британия и Израиль одобрили его использование. В мае экстренное разрешение выдали и США. По заверениям производителя, препарат позволяет сократить время выздоровления до четырех дней. В среднем пациенту нужен курс из шести ампул. Стоимость одной для развитsх стран изготовитель зафиксировал на уровне $390, то есть полный курс обойдется в $2340. Но американский Минздрав говорит, что готов заплатить $3200 долларов и забирает себе все, что выпустит калифорнийская компания, владеющая исключительными правами на лекарство.
Такой подход не удивляет председателя Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Германа Иноземцева: «Пока эффективность этого препарата не доказана, это может быть сделано только после нескольких месяцев широкомасштабного использования. Кроме того, без возможности разрабатывать и продавать препараты по рыночной цене прогресс в их разработке остановился бы. Разработка препарата стоит как минимум $10 млн и займет несколько лет, соответственно, если кто-то готов за это заплатить тому, кто рискнул и проинвестировал этот процесс, то, мне кажется, мы вряд ли можем осуждать тех, кто продал, и тех, кто купил».
Но медики других стран возмущены: научный сотрудник Ливерпульского университета Эндрю Хилл заявил The Guardian, что для Европы лекарства не осталось, а ведь это первый крупный одобренный препарат — и где же механизм доступа? С учетом относительной эффективности ремдесивира, проблема, может, и не стоит так остро, но что если американцы разработают по-настоящему действенный препарат для лечения COVID-19? Они тоже временно лишат весь остальной мир надежды на быстрое выздоровление? Гендиректор «Торгового дома Аллерген» Алла Денисова полагает, что так и будет, и помешать этому вряд ли возможно: «У американцев много денег, они все спонсируют, и поэтому, соответственно, первыми будут иметь доступ к разным препаратам, и к вакцине в том числе. При этом они говорят, что денег ВОЗ больше платить не будут и выйдут из членства, им наплевать на всех».
В России разрабатываются и даже вроде бы успешно применяются собственные лекарства от коронавируса, но большинство из них предназначено для легких и среднетяжелых больных. Так что, возможно, Соединенные Штаты отняли надежду на выздоровление и у наших пациентов на грани жизни и смерти. Неужели другие страны будут просто стоять и смотреть, как умирают их граждане, пока США лечат своих? Кандидат медицинских наук, советник гендиректора фонда Международного медицинского кластера Ярослав Ашихмин полагает, что некоторые государства могут действовать иначе.
«Есть механизм принудительного лицензирования, когда препараты производятся другими странами вне зависимости от лицензии.
Они берут и просто производят препарат, игнорируют мировой патент»,— пояснил Ашихмин.
Куда в итоге приведет такое отношение к американской собственности, можно только догадываться. А ведь параллельно еще идет гонка за вакцину. И судя по всему, этика и гуманизм в ней не будут на первом месте.
В Европе разрешение на продажу ремдесивира было выдано в начале июня. Российский Минздрав еще в марте говорил о недоказанной эффективности препарата, но все же включил его в рекомендации по лечению больных коронавирусной инфекцией, если польза от его применения превышает риски для пациента.