Яблоки просятся на полки
Садоводы хотят гарантированных мест в торговых сетях
Трудности с доступом в торговые сети вынуждают российских производителей плодов подключать лоббистские ресурсы. Так, Ассоциация садоводов предложила Минсельхозу закрепить за местными производителями до 10% на полках розничных сетей и установить минимальную наценку. Ритейлеры традиционно реагируют на такие предложения негативно, пугая потребителей дефицитом и ростом цен. Эксперты и ряд участников рынка добавляют, что продукция небольших и средних компаний до сих пор не всегда соответствует «высоким требованиям розницы».
Ассоциация садоводов России предлагает забронировать за местными производителям плодов доли на полках торговых сетей и ввести минимальную наценку на продукцию. Это, по мнению ассоциации, позволит ускорить развитие садоводства в России. Письмо с таким предложением направлено директору департамента растениеводства Минсельхоза Роману Некрасову. Копия обращения есть у “Ъ”.
Президент ассоциации Игорь Муханин говорит, что для российских плодов будет достаточно забронировать 5–10% мест на полках в магазинах.
А строго регламентированная наценка позволит избежать практики, когда сети подгоняют стоимость, например, российских яблок под импортные аналоги, добавляет он. После сдачи материала, Минсельхоз предоставил информацию, что разрабатывает «дорожную карту» развития садоводства, с учетом, в том числе, предложений ассоциации.
Как утверждают в ассоциации, сегодня на полки в сети могут попасть только самые крупные поставщики плодов, имеющие полный цикл производства и сбыта: от закладки сада до упаковки перед доставкой. В качестве примера в обращении приводится крупнейший производитель яблок в России «Сад Гигант», который выращивает более 100 тыс. тонн плодов в год. В компании не предоставили комментарий.
По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, в 2019 году в России вырастили 645 тыс. тонн товарных яблок при импорте в 769 тыс. тонн. К 2024 году ввоз яблок должен снизиться до 626 тыс. тонн, а производство вырастет до 1,18 млн тонн, прогнозируют там.
Коммерческий директор «Центрально-Черноземной плодово-ягодной компании» Галина Бобрешова подтверждает, что предложения ассоциации актуальны: «Российское производство плодов достигло этапа, когда может конкурировать с импортом». Гендиректор агрохолдинга «Степь» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) Андрей Недужко, напротив, не видит особых проблем, так как сети готовы забирать 100% яблок, выращиваемых компанией. По его словам, проблемы других поставщиков во многом связаны с несоответствием их сбытовых систем высоким требованиям розницы.
Многие российские производители до сих пор часто не соблюдают требования по хранению и упаковке, а для сетей принципиально, чтобы товар поступал в срок и был качественным на протяжении всего года, соглашается гендиректор «Технологий роста» Тамара Решетникова. Она добавляет, что проблема с российскими товарами на полках присутствует во всей категории fresh. Госпожа Решетникова уверена, что ограничительными мерами этот вопрос не решить:
«Надо стимулировать строительство хранилищ, которые позволят производителям поставлять продукцию на протяжении всего года, а не только в сезон сбора урожая».
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, включает, в частности, X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту», Auchan) говорят, что наиболее востребованные свежие овощи и фрукты российских производителей, в зависимости от категории и сезона, уже занимают 30-90% на полках сетей. А административное вмешательство в бизнес-процессы с установлением границ торговых наценок, квотирования, как показывает опыт, приводит к росту цен, ограничению ассортимента и падению качества продукции, добавляют там.
В «Ленте» согласны, что это может привести к недоступности некоторых плодов в тех регионах, где они не произрастают. Наценка на плодоовощную продукцию российского производства в сети минимальная, отмечают там. Технолог по направлению «Фрукты и овощи» сети «Вкусвилл» Сергей Ким добавляет, что российские ягоды и яблоки зачастую дороже импортных и квотирование может привести к росту цен для потребителя.