Подержанные машины дорожают, как новые
Цены в б/у сегменте растут после карантина
Подержанные машины возрастом трех-пяти лет дорожают вслед за новыми, в первом полугодии цены на них выросли на 3–3,5%, следует из данных «Авто.ру». Машины такого возраста — наиболее ходовые предложения, которые рассматривают как альтернативу новым автомобилям, особенно в кризис. Но, хотя в апреле—мае цены на б/у автомобили просели на фоне карантинных мер, теперь они восстановились, и участники рынка ожидают дальнейшего роста в ближайшие месяцы.
В первом полугодии цены на автомобили с пробегом возрастом трех и пяти лет выросли в среднем на 3–3,5%, до 1,2 млн руб. и 973 тыс. руб. соответственно, подсчитали в «Авто.ру». Автомобили возрастом трех-пяти лет пользуются наиболее активным спросом на вторичном рынке, так как являются прямой альтернативой новым машинам, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Соответственно, добавляет аналитик, цены на такие машины прямо коррелируют с динамикой первичного рынка. С такой оценкой согласен и глава отдела продаж «Авилон. Автомобили с пробегом» Антон Демкин. Новые автомобили, как писал “Ъ” 22 июня, в этот период тоже дорожали — на фоне девальвации рубля, обновления моделей и роста утильсбора с начала года.
Вторичный рынок продолжает оживать после снятия ограничений, отмечает ведущий аналитик «Авто.ру» Алексей Муханов: по итогам июня средняя цена пятилетнего автомобиля выросла на 3%, трехлетнего — на 2% относительно мая.
Причем цены на подержанные автомобили стабильно росли с начала года, но в мае карантин вынудил снизить их, подчеркивает он. В мае цены упали на 3%, средняя цена «трехлеток» достигла 1,1 млн руб., «пятилеток» — 949 тыс. руб.
По данным «Автостата», по итогам января—мая рынок легковых машин с пробегом сократился на 13,9%. Только в мае продажи упали на 28,7%, до 305 тыс. машин. Причем в минусе оказались все топ-10 брендов сегмента — традиционно это Lada, Toyota, Nissan, Hyundai, Kia, а также Chevrolet, Volkswagen, Renault, Ford и Mitsubishi. При этом меньше других потеряла на вторичном рынке Renault (25,1%, до 11,8 тыс. машин), больше всего — уже покинувший легковой сегмент в РФ Ford (35,1%, до 11,1 тыс. машин). В апреле рынок машин с пробегом тоже падал — на 47,8%, до 251,8 тыс. штук.
Антон Демкин отмечает, что динамика цен в мае связана с тем, что некоторые продавцы вынуждены были совершать сделки в условиях пандемии. Сейчас дилер фиксирует отложенный спрос, на фоне чего в течение двух ближайших месяцев рост цен на автомобили с пробегом будет таким же, как на новые машины, а может быть, и выше. Глава отдела продаж автомобилей с пробегом «Ауди Центр Варшавка» Сергей Полянских отмечает, что наиболее активный рост цен на б/у наблюдался в марте. В основном последовавшее снижение цен было связано с необходимостью высвобождения оборотных средств дилеров. В «Рольфе» говорят, что кратковременное падение цен было в середине апреля, когда некоторые автовладельцы выставили автомобили на продажу, чтобы во время кризиса иметь деньги на руках. Однако баланс спроса и предложения быстро восстановился, и цены вернулись к норме.
В мае рубль начал укрепляться после мартовской девальвации, что вместе с ограниченным спросом, вероятно, оказало влияние на стоимость машин возрастом от трех до пяти лет, говорит Владимир Беспалов.
Значительного падения цены в б/у сегменте в дальнейшем аналитик не ожидает: в кризисные периоды вторичный рынок традиционно оживляется, в том числе за счет распродаж автопарков.
Дальнейшее движение цен будет зависеть от ситуации на первичном рынке и от того, насколько быстро будет восстанавливаться спрос. Как замечает аналитик, учитывая традиционное снижение активности летом, адекватно оценить динамику спроса можно будет только к сентябрю.