Хи-хит-парад

Комический взгляд на «Евровидение» в фильме Дэвида Добкина

На Netflix вышла комедия Дэвида Добкина «Музыкальный конкурс "Евровидение": история группы Fire Saga». В обертке беззлобной пародии Юлия Шагельман обнаружила искреннее признание авторов в любви к всеевропейскому конкурсу песни и его главным ценностям: инклюзии, равноправию, блесткам и позолоченному латексу.

Над экстравагантностью песенного евроконкурса американская комедия потешается, но на удивление беззлобно

Фото: Netflix

Шестьдесят пятый конкурс «Евровидение» должен был пройти в Нидерландах в мае этого года, но, как и все остальное, был отменен из-за пандемии коронавируса. Однако совсем без праздника таланты и поклонники все же не остались — лента Дэвида Добкина, в которой вдохновителем, главной звездой, продюсером и одним из сценаристов выступил комик Уилл Феррелл, вполне способна заменить пару часов конкурсного телешоу, наполненного музыкальными номерами разной степени китчевости. Песни для фильма сочиняли самые настоящие специалисты по поп-шлягерам, так что отличить их от реальных хитов «Евровидения» можно разве что по совсем уж абсурдным текстам, и то не всегда. Также здесь на радость фанатам появляются, пусть мимолетно, играющие самих себя победители и участники прошлых лет.

Феррелл, очевидно, один из немногих американцев, которые вообще знают о существовании «Евровидения» (после выхода фильма эта ситуация, уж конечно, изменится). В 1990-х годах он навещал в Швеции родственников жены, увидел по телевизору финал конкурса и стал его страстным поклонником. Таким образом, идею фильма он вынашивал больше двадцати лет и наконец смог ее осуществить с помощью бюджетов Netflix и при полной поддержке Европейского вещательного союза, который, собственно, и организует «Евровидение». Создателям картины предоставили возможность использовать брендинг конкурса и снимать в Тель-Авиве, когда там проходило «Евровидение-2019». Поэтому зубастой сатиры от фильма ждать не стоит, а перещеголять само «Евровидение» по части кэмпа и вовсе невозможно, хотя авторы очень старались.

Лента стартует с легендарного момента, когда в 1974 году конкурс выиграла АВВА с песней «Waterloo». В исландском городке Хусавик это выступление смотрит маленький Ларс Эрикссон, и победа на Евровидении становится для него мечтой всей жизни. Спустя сорок с хвостиком лет Ларс (Феррелл) живет все в том же городке, где все считают его чудаком, а родной отец (Пирс Броснан) не устает напоминать, что пора бы великовозрастному сынку взяться за ум и заняться настоящим мужским делом — рыбной ловлей. Однако Ларс продолжает верить в свою звезду, в чем его поддерживает подруга детства Сигрит Эриксдоттир (Рейчел Макадамс): одна из повторяющихся шуток в фильме — то, что они «почти наверняка не родственники». На самом деле Сигрит, конечно, влюблена в Ларса, о чем знают все, кроме него. Вместе они выступают в единственной местной пивной, где публика, увы, всем Ларсовым произведениям предпочитает зажигательный кабацкий хит «Jaja Ding Dong».

Благодаря стечению диких обстоятельств Ларс и Сигрит все-таки едут на «Евровидение». Болеет за них вся страна, кроме Эрикссона-старшего и главы Исландского национального банка Виктора Карлоссона (Микаэл Персбрандт), который понимает, что в случае победы проведение конкурса в Исландии ее полностью разорит. Впрочем, дуэту даже не надо вставлять палки в колеса, настолько ужасно они выступают.

Фото: Netflix

В Эдинбурге, где проходит конкурс, Ларс и Сигрит знакомятся с целой коллекцией фриков, в том числе с главной причиной, ради которой этот фильм вообще стоило выдумать: русским певцом Александром Лемтовым в исполнении Дэна Стивенса. Сбежав из «Аббатства Даунтон», голубоглазый британец пробовал себя в разных жанрах, от триллера до фантастики, но в «Истории группы Fire Saga» внезапно выяснилось, что настоящее его призвание — комедия.

Эпизоды с участием Лемтова, его акцента и расшитых золотом-брильянтами костюмов — лучшие в фильме, а его сольный номер «Lion of Love» — пример чистейшего высокооктанового музыкального трэша, который намертво врезается в память. Поначалу Лемтов, как и положено русскому, кажется злодеем: ведь он хочет разлучить Ларса и Сигрит (впрочем, последняя его интересует только как творческая единица), но по ходу фильма оказывается хорошим парнем, способным искренне порадоваться чужому счастью. Так и сама картина мутирует чуть ли не в романтическую комедию, маскирующую шутками про пенисы и дурацкими песенками большое и доброе сердце.

Вся лента