«Можете поднять руку, и вам заменят маску и перчатки»
“Ъ” наблюдал, как выпускники сдавали первый ЕГЭ в условиях пандемии коронавируса
3 июля стартовала сдача единого госэкзамена — сегодня российские выпускники сдавали литературу, географию и информатику. Из-за пандемии коронавируса старт ЕГЭ пришлось переносить дважды, а сами испытания проводить с учетом строгих санитарных требований. Для московских школьников дорога к экзамену превратилась в своеобразную полосу препятствий, выставленных на пути инфекции. Вместе с остальными препятствия удалось преодолеть и корреспонденту “Ъ” Анне Васильевой, которую то и дело путали с выпускницей, пытались подсказать номер аудитории и отобрать портфель.
Минпросвещения РФ разрешило сдавать ЕГЭ лишь тем, кто собирается поступать в вузы в этом году, и лишь те предметы, которые им для этого нужны. Но все же сильно сократить количество сдающих не удалось — на участие в экзаменах зарегистрировалось около 714 тыс. человек. Ранее их планировали сдавать около 800 тыс. выпускников.
Из-за рекомендаций Роспотребнадзора обычно и без того сильно стрессовая процедура для выпускников превратилась в квест.
Накануне каждый из них получил в личном кабинете номер входа школы, с которого начинался первый этап «испытаний», и время, к которому туда надо подойти. Таким образом планировалось избежать столпотворения.
На ступени московской школы №2030 нанесли желтую разметку через каждые полтора метра. За восемь метров от входа нервничающих уже бывших одиннадцатиклассников встречал организатор и проверял, как они справились с самым простым заданием: не ошиблись ли со временем и номером входа. Через три метра их ждал следующий организатор, который говорил номер аудитории и инструктировал, как себя вести на следующем этапе. Многие уже здесь начинали заметно переживать, нервно улыбаясь.
— Верим в себя! Не боимся! Всего доброго,— подбадривали выпускников организаторы.
Наконец, на входе в школу два сотрудника в масках и перчатках измеряли пришедшим температуру, наводя на шею ручной тепловизор, который был похож на маленький пистолет. Все 69 выпускников, сдающих литературу в школе №2030, сегодня справились и с этим испытанием.
Однако в самой школе среди разметки и натянутых красно-белых линий, формирующих несколько проходов к столам, где нужно было оставить телефоны, и в раздевалку, легко можно было запутаться. Но все равно организаторы подсказывали, куда идти дальше.
— Какие-то они то ли сонные, то ли растерянные,— недоумевала глава государственной экзаменационной комиссии.— Ведь вроде уже самостоятельные независимые люди, все уже получили аттестаты (в этом году их выдавали раньше результатов ЕГЭ.— “Ъ”). Хотя и нам тоже это все странно, мы привыкли за столько лет встречать и провожать толпы.
Организаторы были облачены в полное защитное обмундирование. Всего их было около 90 человек. По словам директора школы Натальи Рябковой, несколько дней назад все они вплоть до охранников и уборщиц были протестированы на коронавирус. Большинство сдающих сегодня экзамен были в масках, а вот перчатки почти никто из них с собой не принес. «Мы им предлагаем перчатки и маски на входе. Плюс у каждого полный комплект будет лежать на парте,— говорит директор.— Но мы не обязываем их надеть — пусть сами решают».
Пользоваться телефонами на втором этаже нельзя уже было вообще никому, а не только сдающим экзамен. Корреспонденту “Ъ” выдали белые листы и ручку для записей. Впрочем, и журналиста на каждом проходном пункте принимали за выпускницу этого года и пытались подсказать номер аудитории, направление к ней и отобрать портфель.
Миновав полосу препятствий на входе, выпускники уже заметно расслабились, будто только что решили самую сложную задачу за этот день. Девушки, а их среди сдающих было большинство, обсуждали планы на лето.
— Завтра у меня уже экзамен в ГИТИСе,— жаловалась одна из них, кружась на месте.— В этом году все надо быстро-быстро сдать.
Дело в том, что из-за сдвигов и переносов ЕГЭ вузам пришлось начинать прием документов до результатов госэкзамена и проводить внутренние испытания в сжатые сроки.
— Туда, куда я хотела поступить, в этом году вообще не набирают курс,— жаловалась другая. Девушка пояснила “Ъ”, что имела в виду Школу документального кино и театра Марины Разбежкиной.
— Ну ничего, пойду в «Макдоналдс» работать,— шутливо заметила она.
— Можно еще в H&M,— поддержала другая девушка.— Там тоже карьерный рост обещают.
— А я только начинаю записываться на прослушивания,— добавила одна из выпускниц. Другие посмотрели на нее не без осуждения.
В каждом школьном классе по новым правилам должно было находиться не более восьми сдающих (а не 15, как обычно), которых рассадили в шахматном порядке, а также два организатора. Еще один остался снаружи — чтобы сопровождать выпускников по одному в туалет. На входе в аудиторию стояли антисептики с салфетками, а в углу — обеззараживающая лампа. На обязательный инструктаж, что можно, а что нельзя во время экзамена, коронавирус тоже наложил отпечаток: «Вам могут поменять перчатки, если они придут в непригодность или просто если вы об этом попросите,— объяснила организатор за несколько минут до старта печати КИМ.— Можете поднять руку, и вам заменят маску и перчатки».
Впрочем, большая часть сдающих решила снять средства защиты во время самого экзамена. Об этом корреспонденту “Ъ” рассказали выпускники уже на выходе с экзамена — после печати экзаменационных вариантов присутствовать СМИ в школе не разрешили.
«Фактически нам в масках надо было только зайти, а во время самого ЕГЭ почти все их уже сняли,— рассказала Маргарита (вышла из класса первой).— Было непривычно, что при входе несколько раз мерили температуру и выскакивали все неожиданно. Было напряжено, но не стрессово».
На вопрос “Ъ”, как девушка оценивает свои успехи на экзамене, Маргарита ответила:
— Воды-ы-ы! Воды-ы, конечно, много налила (в итоговом сочинении, одно из заданий.— “Ъ”). Но ее надо грамотно лить, а я это умею.
Маргарита собралась поступать на филологический факультет.
Других выпускников необычные условия тоже не особо смутили. Они больше переживали не за сами результаты ЕГЭ (почти все выходившие были уверены, что получат высокий балл), а за процесс поступления.
— Я уже не успела поступить во ВГИК, они закрыли быстро запись на прослушивания. Жутко расстроилась,— вздыхает Полина.— Ну ничего, я еще жду. Вдруг они еще ответят.
Екатерина тоже собиралась поступать на актерский факультет, но уже в этом сомневается: «Из-за пандемии почти все отменили очные прослушивания, и нас оценивали по видео. Это довольно неприятно: сначала ты отправляешь видеозапись, тебя оценивают, потом приглашают в Zoom. Это как свидание вслепую, по видеозаписи все красивые, а придут — и окажется курс, мягко говоря, не очень». Записаться на прослушивания в вузы, которые решили проводить их очно, Екатерина уже не успела.
— Я решила из-за этого не поступать в театральный,— уверенно говорит девушка.— Может, буду на филологию или журфак, например. Но, может, подумаю и решу заново поступать в следующем году, как все нормальные люди!