«Раненый стол» остался без экспертизы
Почему испанский арт-дилер не подтвердил подлинность пропавшей картины Фриды Кало
Испанский арт-дилер Кристиан Лопез утверждает, что спустя полвека нашел пропавшую картину Фриды Кало. Речь идет о полотне «Раненый стол», которое исчезло в 1955 году после выставки в Варшаве. Она посвящена расставанию Кало с супругом Диего Риверой. Дилер продает картину за €40 млн. Если выяснится, что работа подлинная, это будет очень громкое событие на рынке, отмечает арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич.
Фото: Janek Skarzynski / AFP
«Очень странная история: Фрида Кало, в общем-то, со своим мужем, всегда были близки к коммунистическим, социалистическим идеям, поэтому их вполне могли выставлять в Варшаве. Но почему она пропала, совершенно непонятно, где она была эти 65 лет, тоже не очень ясно.
Но если то самое полотно, которое к тому же еще и связано с расставанием с любовью всей ее жизни Диего Риверой, нашли, то это очень знаковое событие.
“Раненый стол” — историческая картина. Уж не знаю, какова будет ее дальнейшая судьба: выйдет ли она на художественный рынок — тогда это вообще будет сенсацией — или она все-таки вернется в ту коллекцию, где она находилась до своей пропажи, покажет время. Я вполне допускаю, что это действительно работа кисти Фриды Кало. Мне не приходилось встречаться с тем, чтобы ее работы подделывались. Во-первых, ее техника достаточно своеобразная, оригинальная, возможно, фальсифицировать ее сложно. Во-вторых, у поддельщиков есть любимые художники — тот же самый Пикассо, Уорхол — их подделывают достаточно часто, и это не очень сложно сделать. В данном случае Фрида Кало не принадлежит к числу таких любимцев»,— отмечает Буткевич.
Тем не менее ученые сомневаются, что Лопез продает настоящий «Раненый стол». Многие указывают на «явные различия» между фотографиями оригинала и работой, выставленной на продажу. Лопез обещает дать потенциальному покупателю возможность изучить полотно, привлечь экспертов и анализировать его столько, сколько потребуется. Но то, что продавец не сделал этого сам, вызывает вопросы, отмечает руководитель отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства аукционного дома «Литфонд» Екатерина Честнова: «Работа, которую он предлагает, написана на холсте, в то время как, по официальным данным, она сделана на дереве, что уже исключает ее подлинность.
В первую очередь нужно было обратиться к экспертам, которые занимаются творчеством этой художницы, чтобы они дали историческую оценку, и провести технологический, химический и микроскопический анализ.
Эта работа не простая, она действительно очень известная и будет стоить, по меньшей мере, тех денег, которые он за нее просит, а может быть, и больше. Поэтому, если бы это действительно было подлинное произведение, в его же интересах было бы провести все исследования, чтобы никто не сомневался в подлинности полотна».
Фотогалерея
Самые крупные ограбления в истории живописи
В 1910 году директор Лувра Теофиль Омоль заявил, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери. Но в следующем году картина была украдена. 60 лучших сыщиков парижской полиции не нашли ничего, кроме отпечатка пальца человека, не значащегося ни в каких картотеках
Фото: Leonardo da Vinci / The Louvre
Картина была найдена в 1913 году, когда похититель, итальянец Винченцо Перруджио (на фото), попытался продать ее торговцу антиквариатом. Перруджио утверждал, что хотел вернуть полотно Италии — в виде компенсации за мародерство Наполеона. Преступление работавший в Лувре маляром Перруджио совершил, воспользовавшись случаем: увидев, что в зале, где висит картина, никого нет, он снял ее, затем избавился от рамы и вынес полотно из музея, спрятав под заляпанный краской халат
Фото: Wikimedia
Налет на бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, совершенный 18 марта 1990 года, называют крупнейшей по масштабам похищенного кражей картин в XX веке. Утром в музей вошли двое людей в полицейской форме и сообщили охране, что им необходимо осмотреть помещение, так как сработал сигнал тревоги. Охранников затем связали, а из музея были вынесены 13 полотен, среди которых были работы Дега, Мане, Рембрандта и Вермеера. Общая стоимость украденных картин была оценена приблизительно в $300 млн. Ни одна из похищенных картин до сих пор не найдена
Фото: AP
Одним из крупнейших в истории считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме в 1991 году, когда было похищено сразу 20 его работ, включая картины «Едоки картофеля» (на фото), «Поле пшеницы и кипарисы», «Печенье с яблоками» . Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления злоумышленники скрылись на машине охраны. Общая стоимость похищенного была оценена более чем в $200 млн.
Фото: Vincent van Gogh / Van Gogh Museum
В 1992 году из музея замка Веймар в Германии был украдены пять работ Лукаса Кранаха, в том числе портрет Мартина Лютера (на фото) и три работы его учеников. Сумма ущерба составила $40 млн
Фото: Lucas Cranach / Veste Coburg
Зимой 2002 года тот же музей пострадал повторно. Преступники проникли в здание через крышу. При этом сработала сигнализация. За пять минут, которые потребовались местной полиции, чтобы добраться до места, похитители успели снять со стен две картины и покинуть помещение по приставленной к крыше лестнице. Добыча воров — полотна «Вид на море в районе Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» — оценивалась специалистами примерно в $10-20 млн.
Фото: Reuters / Michael Kooren
В 1993 году из Музея современного искусства в Стокгольме (на фото) пропали пять работ Пабло Пикассо. Ущерб был оценен в $60 млн
Фото: Pedro Layant/ Flickr
В июле 1994 года из музея Франкфурта были украдены две картины Уильяма Тернера — «Тень и тьма» и «Цвет и свет» (на фото), принадлежавшие лондонской галерее Тейт. По мнению Интерпола, за кражей стоял сербский криминальный авторитет Аркан. В 1995 году полиция арестовала преступников, укравших картины, но они не выдали их местонахождение. В 2000 году, через полгода после убийства Аркана, картина «Тень и тьма» была передана директору Галереи Тейт
Фото: J. M. W. Turner/ Tate Britain
22 декабря 2000 года из Национального музея Швеции в Стокгольме был украден автопортрет Рембрандта ван Рейна (на фото) и две картины Огюста Ренуара. Трое вооруженных мужчин в масках скрылись на катере. Стоимость трех картин в совокупности была оценена в $30 млн. В 2001 году полиции удалось обнаружить одно полотно Ренуара — «Беседа» , в 2005 году был найден Рембрандт
Фото: Rembrandt / Nationalmuseum
27 августа 2003 года из замка герцога Баклю была украдена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном». Грабители прикинулись туристами и завладели полотном прямо среди бела дня. Шотландским полицейским удалось обнаружить картину в 2007 году в одном из домов в Глазго во время обыска, проведенного по анонимному звонку в полицейский участок. Картина оценивалась примерно в $90 млн
Фото: Reuters / Jeff J Mitchell
21 августа 2004 года двое мужчин в капюшонах зашли в Музей Эдварда Мунка в Осло, где в этот момент находилось около 70 человек. Один пригрозил пистолетом смотрителю, другой снял со стены сначала «Мадонну», потом «Крик». Преступники быстро покинули музей и скрылись на автомобиле. Сумму ущерба тогда оценили в $75 млн
Фото: AP / SCANPIX
Полотна (на фото — «Крик») были найдены в 2006 году. Перед судом предстали шестеро подозреваемых. Трое из них были оправданы, а трое приговорены к различным тюремным срокам
Фото: AP / Alekander Nordahl
27 января 2019 года в Третьяковской галерее неизвестный молодой человек снял со стены пейзаж Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», вынул его из рамы и унес с собой. Картина из коллекции Государственного русского музея временно экспонировалась в Инженерном корпусе ГТГ
Фото: Архип Куинджи/Государственный Русский музей
На следующий день преступник был задержан в Подмосковье. Полотно он прятал на территории строящегося объекта в Одинцовском районе
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
Самая дорогая картина Фриды Кало была продана на аукционе Christie’s в 2016 году — полотно «Две обнаженные в лесу» ушло с молотка за $8 млн. В прошлом году на аукционе продали работу под названием «Портрет женщины в белом», цена составила почти $6 млн.