Рано радуговаться
Владимиру Путину придется задуматься о повсеместной отмене радуги
3 июля президент России Владимир Путин встретился с членами рабочей группы по поправкам к Конституции РФ. Он призвал их к продолжению работы, из чего специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников делает вывод о том, что впереди нас ждет еще немало интересного. Но много его было уже и на этой встрече.
Деятельность членов рабочей группы в последние месяцы произвела на Владимира Путина, казалось, неизгладимое впечатление:
— Уважаемые коллеги, друзья! Вы работали не просто хорошо и профессионально, вы делали это искренне… Я это видел… Как говорится, с душой, понимая всю важность конечного результата!
Если бы цифры были не такими впечатляющими, все-таки, справедливости ради, вряд ли выяснилось бы, что все эти люди работали с такой душой.
— Вы, безусловно, признанные специалисты в своих сферах, настоящие патриоты России в самом лучшем смысле этого слова, хочу еще раз это подчеркнуть! — Владимир Путин и сам не мог остановиться, слова рвались из души и сердца.— Ваши предложения точно совпали с ожиданиями людей!
Он по скромности умолчал, что это были прежде всего его ожидания, с которыми постарались эталонно синхронизировать свои ожидания члены рабочей группы и только потом — все остальные патриоты России.
— Достаточно упомянуть инициативу Владимира Машкова о запрете отчуждения территории,— напомнил президент.— Думаю, многие видели репортажи, как жители одной из территорий России, для которых данная тема имеет особое значение, буквально восприняли слова Владимира Львовича о том, что эта поправка должна быть «железобетонной», и в честь 67-й статьи Конституции, где зафиксирован этот порядок, это положение, установили железобетонный памятный знак.
Мне вот просто интересно: кто-нибудь в состоянии остановиться в этом бесконечном заклинательном упоминании слова «железобетонно» в связи с инициативой Владимира Машкова? Ну употребил он его однажды — и еще неизвестно, рад ли сам, не посчитал ли тут же перебором, изменой собственному вкусу (А, нет, не посчитал? Ну и хорошо…). Но почему же с тех пор, как только речь заходит об этой поправке, необходимо каждый раз обязательно вспомнить про это слово и пытаться насладиться им с новой силой? Неужто никому не кажется, что этого упоения надо стесняться, потому что и слово так себе, и употребить его можно было бы для любой другой поправки, и только лучше бы было (Валентине Терешковой оно бы чудесно подошло)? А, нет, не кажется? Ну тогда ладно.
Поочередно выступили сопредседатели рабочей группы.
Член Совета федерации Андрей Клишас обратил внимание на новые ценные навыки, которые обрели организаторы голосования:
— Если руководствоваться не какими-то абстрактными лучшими практиками или абстрактными стандартами, а если в центре этого процесса стоит человек, и человеку понятна и удобна, например, процедура голосования, люди это ценят, понимают… Мы это видим по явке, о которой вы сказали, совершенно беспрецедентной!
Таким образом, больше нет признанных методик. Признанными методиками являются те, которые признаем мы сами. Так же как и признанными наблюдателями — те, которых признаем мы.
И похоже, избирательное законодательство будет переработано в соответствии с этими принципами. То есть не человек для урны, а урна для человека. Она будет следовать за гражданином везде, где бы он ни находился, просто потому, что прошедшее голосование выявило — гражданину так удобно, ибо налицо главный эффект: он в конце концов голосует. То есть у нас есть явка. А это то, чем мы дорожим.
Депутат Госдумы Павел Крашенинников отметил, что «ценность поправок в их системности… Это огромный опыт, который, конечно же, нам пригодится».
Надо понимать, что он имел в виду. Если принимать сразу все поправки во всей их системности, то не будет отметена ни одна из тех, которые могли бы быть отметены, если бы голосовали за каждую поправку отдельно. «Именно эта системность,— справедливо подчеркнул Павел Крашенинников,— даст свой результат, даст толчок для развития нашей страны!»
Академик РАН Талия Хабриева, согласившись с мнением Павла Крашенинникова, что надо вносить изменения в почти 100 конституционных и федеральных законов, добавила, что придется перенастроить всю правовую систему (Возможно, чтобы потом, если что, сложнее было бы опять менять Конституцию, если такая мысль вдруг снова кому-то придет в голову; или, например, ему же. Но, с другой стороны, кого когда у нас пугали трудности?).
У Талии Хабриевой оказалось и концептуальное замечание:
— Она (Конституция.— А. К.) защищает не только человека, но и идеалы российского народа! Это значит, что мы получаем нерушимые основания для уверенности в будущем, потому что в мире нарастает, причем это так заметно, буквально ежедневно духовно-нравственная и мировоззренческая дезориентация!
Это значит, по крайней мере, что у человека и российского народа несовпадающие идеалы. Запомнили.
— Если кто-то что-то хочет добавить, сказать дополнительно, пожалуйста, подайте голос, поднимите руку, и камера вас возьмет! — доброжелательно обратился президент к собравшимся у экранов компьютеров.
Но все-таки в этом обращении ощущалась некоторая жестокость: «Подайте голос!» — это не та команда, с которой стоило обращаться к членам рабочей группы.
Татьяна Мерзлякова из Свердловской области была обеспокоена темой вручения нового томика Конституции молодым людям при вручении паспорта.
— Владимир Владимирович, мы с вами договаривались, что вместе с паспортами молодым гражданам России будем вручать томики Конституции (если такая договоренность у нее с ним и в самом деле где-то когда-то состоялась, это выглядело, конечно, очень трогательно.— А. К.). Очень хотелось бы, чтобы ваше поручение вышло быстрее, чтобы было какое-то единообразие, чтобы не сэкономили на этом, и у ребят это было! Мы сейчас много работали, каждый член рабочей группы согласится. Нас уже опережают какие-то другие силы по Конституции, поэтому это нужно сделать!
206 поправок к Конституции за 4 минуты
Прозвучало туманно, стало тревожно.
Лидер «Опоры России» Александр Калинин напомнил о том, что теперь муниципалитеты включены в вертикаль власти и что от этого должна быть польза:
— Мы, к примеру, считаем, что налоги от малого бизнеса должны идти на муниципальный уровень, и от самозанятых. Конечно, это потребует, может быть, передачи каких-то налогов с федерального уровня в регионы, чтобы регионы могли свести баланс. Но все-таки муниципалитеты «с человеческим лицом», с должными бюджетами… Хотелось бы, чтобы это было решено, чтобы люди буквально увидели это уже в следующем году!
— Вы знаете, я об этом многократно говорил,— мгновенно отозвался российский президент,— считаю, что это чрезвычайно важная вещь, которая теперь зафиксирована в Конституции, а именно, что муниципалитеты включаются в единую систему публичной власти в стране, что она у нас перестает быть разорванной. Но от принятия этой нормы в Конституции до реализации на практике всех положительных моментов, связанных с этой нормой, мы, конечно, должны как следует поработать.
То есть в следующем году люди еще не увидят.
Член Совета федерации Алексей Пушков лишний раз порадовался тому, что в Конституции закреплена идея брака как союза мужчины и женщины.
— Сейчас идет борьба за будущую нравственную ориентацию человечества,— констатировал он.— И мы можем напрямую обращаться к гражданам других стран… Но многие страны, структуры других стран будут пытаться навязать нам другие точки зрения… Вот это вывешивание радужного флага на фасаде американского посольства в тот день, когда началось голосование за Конституцию,— это же демонстрация определенная… Причем раньше никогда такой флаг не вывешивали! Это впервые! Нам говорят: «Мы будем идеологически агрессивно на вас наступать в идеологической, нравственной сфере!..» Мы становимся лидером в борьбе за традиционные ценности во всем мире!
Ну да, этот пафос выглядел даже, может быть, неуместным. Но только на первый взгляд. В конце концов, Алексей Пушков опирался на положения Основного закона Российской Федерации.
Между тем уже несколько секунд Владимир Путин странно улыбался. То есть у него готов был ответ, только Алексей Пушков все никак не мог закончить.
— Извините, Алексей Константинович,— наконец перебил президент сенатора,— я не понял: в здании этом кто работает?
Да все он, конечно, понял. Алексей Пушков должен был только почувствовать сейчас, что надо немножко помочь президенту с ответом, чтобы выглядело хоть как-то приемлемо с точки зрения международной дипломатии. Надо было просто сказать: «Американцы!» — а дальше Владимир Путин бы сам.
Но господин Пушков решил, что президент его недослышал и недопонял.
— Я говорил о том, что был вывешен флаг…— собирался Алексей Пушков на ходу.— На фасаде американского посольства… Радужный флаг… Ну, флаг ЛГБТ (еще бы и аббревиатуру стоило тогда расшифровать.— А. К.)…
Он еще какое-то время говорил, пока Владимир Путин опять нетерпеливо не перебил его:
— Я и спрашиваю: кто работает в этом здании?..
Владимир Путин был уже очень недоволен тем, что его шутка буксовала и что Алексей Пушков не может или не хочет помочь ему.
— Американцы работают! — наконец просиял Алексей Пушков.— Американские дипломаты в этом здании работают!
— А флаг?..— устал намекать Владимир Путин.
— А флаг — радужный! — радовался Алексей Пушков.
— Ну!.. Они кое-что показали по поводу того, кто там работает!..— наконец удалось пошутить Владимиру Путину.
В посольстве США отныне, по его версии, работают, таким образом, яркие представители ЛГБТ-сообщества, включая посла США Джона Салливана, если кто еще не понял.
— Но не страшно,— подытожил Владимир Путин.
Он добавил, что «в некоторых странах, в том числе в Соединенных Штатах, до сих пор… До сих пор!.. существует норма уголовного права, по которой людей нетрадиционной ориентации можно преследовать в уголовном порядке, так как это было в Советском Союзе! А у нас нет ничего подобного! А в некоторых государствах за нетрадиционную сексуальную ориентацию людей могут приговорить к смертной казни! Вот пускай и займутся делом!.. Там поковыряются…» (Где? — А. К.)
Ваш браузер не поддерживает видео
Между тем не знаю как я, а Алексей Пушков точно был полностью удовлетворен.
Екатерина Лахова, представляющая Союз женщин России, постаравшаяся предохранить президента от решений о полном переходе на дистанционное обучение в школе и вузах (он заверял, что и мыслей таких нет), на самом деле сосредоточилась на развитии идей Алексея Пушкова.
— И чтобы дали поручение Роскомнадзору!.. У нас сегодня рекламные щиты вывешивают — радужные, красивые вот эти цвета! Вроде это и незаметно!.. (То есть в неудачных местах вывешивают.— А. К.). Или рекламируют мороженое, которое тоже называют «Радуга»!.. Употребляйте это мороженое!..
Если судить по выражению лица Владимира Путина, то за него можно быть спокойным: он до сих пор на «Коровке из Кореновки».
— Это косвенно, но это все-таки заставляет привыкать наших детей к тому цвету, к тому флагу, который вывешивался в том числе и на данном посольстве!
Очевидно, что больше не имеют права на существование не только сеть аптек «Радуга» или детские сады «Радуга». И что делать с закрытым городом Радужный, где, как выясняется, так легкомысленно испытывались все наши секретные боевые лазеры? Но и главное — сама радуга, которая слишком уж подозрительно и вызывающе напоминает цвета того самого флага.
За Екатериной Лаховой раньше такой отчаянности вроде не замечалось.
Когда встреча уже заканчивалась и Владимир Путин спросил, хочет ли кто-нибудь еще выступить, и, не получив ответа, переспросил: «Все?..» — вдруг послышался до боли знакомый голос. Это был голос, конечно, Валентины Терешковой: «Можно?..»
И я замер. Ведь это было тогда почти точно так же. Все уже почти заканчивалось, и все уже выступили. И никто ничего уже не ждал. А как зря-то!
Вот и теперь. Что же? Новая поправка? А что, послушаем! Да возьмем и примем. Потому что еще не вечер. Потому что никогда не вечер.
Уф-ф, просто поблагодарила.