ОСАГО обновило базу
Автополисы загрузили в архитектуру микросервисов
В конце июня Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил о запуске обновленной автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО. Разработчиком стала компания EPAM, ИТ-инфраструктуру построила компания «Инфосистемы Джет». Стоимость проекта оценивается в 2 млрд руб., по планам союза он станет основой масштабного риск-офиса — центра по управлению социально-экономическими рисками страны.
28 июня профобъединение страховщиков объявило о запуске обновленной АИС ОСАГО. Она пришла на смену системе, созданной страховщиками в 2013 году. Как отмечают в ЦБ, тогда перед страховщиками стояли сравнительно простые задачи: хранение договоров, фиксация информации о страховых случаях и расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), отражающего аварийность конкретного водителя за предыдущие годы. В союзе говорят, что прежняя АИС ОСАГО перестала справляться с ростом данных — РСА объединяет 44 автостраховщика, союз обязан хранить все обращения и первичные документы в течение пяти лет.
Разработчиком новой системы стала компания EPAM, ИТ-инфраструктуру создала компания «Инфосистемы Джет». Как рассказал “Ъ” руководитель лаборатории DevSecOps «Инфосистемы Джет» Александр Краснов, новая АИС ОСАГО имеет микросервисную архитектуру. Это современный стандарт в создании программного обеспечения (ПО). «В основном системы создаются в виде монолитных приложений, и обновление или изменение небольших его частей затрагивает все ПО,— поясняет он.— Если информационная система построена на основе микросервисной архитектуры, то каждый микросервис в ней — это крошечная подсистема, которая поддерживает небольшую функцию, например выдачу номера полиса ОСАГО. Изменение микросервиса не влияет на работу других». На уровне ПО микросервисы «находятся» в контейнерах, а платформа Red Hat OpenShift в составе новой системы позволяет легко управлять ими: создавать новые экземпляры и удалять ненужные, разворачивать новые версии без прерывания сервиса.
«Для бизнеса такой подход более эффективен. Он дает значительную гибкость и скорость создания нового функционала и внесения изменений,— продолжает Александр Краснов.— По нашему опыту в монолитном приложении на изменение функционала может уходить до шести месяцев, а в случае с микросервисной архитектурой — 12 дней и даже меньше». В проекте РСА команды разработчиков создавали и тестировали сразу несколько сервисов одновременно без влияния друг на друга.
В РСА используются система хранения данных и серверное оборудование от Huawei. «Это гарантировало нам отсутствие сюрпризов в части интеграции, а заказчик получил выгодное предложение по стоимости. Комиссия, куда вошли руководители ИТ РСА, страховых компаний и ЦБ, поддержали предложенный выбор»,— рассказал Александр Краснов. Отказоустойчивая сеть передачи данных в обновленной АИС тоже от Huawei. Она способна «пережить» отказы, обрывы связи, выходы из строя на стороне операторов связи и дата-центра. Трафик в случае аварии перенаправляется по резервным каналам на доступное оборудование, а ее пользователи — страховые компании и автовладельцы — будут иметь доступ к АИС ОСАГО. «Во время испытаний мы подтвердили, что такие переключения происходят незаметно для конечных пользователей»,— говорит глава лаборатории «Инфосистемы Джет». Система отвечает жестким требованиям по отказоустойчивости: допустимое время простоя составляет два часа в год, а максимальный период, за который данные могут быть потеряны,— 1 час.
Что внутри
Как рассказал “Ъ” IT-директор РСА Алексей Самошин, система включает больше десятка блоков, из ключевых функциональных — это блоки по ОСАГО, КБМ, страховым случаям, Е-гаранту (электронная система доступности полисов ОСАГО). В перспективе обновленная система рассчитана на присоединение к ней модулей по всем видам страхования. По словам руководителя дирекции информационных технологий компании МАКС Александра Горяинова, в обновленной версии АИС ОСАГО изменена сущностная модель хранения данных: ранее единицей учета был договор страхования, а все объекты и субъекты были его атрибутами, сейчас же каждая сущность — физлицо, юрлицо, транспортное средство, договор, убыток — является отдельным самостоятельным элементом учета. «Это позволило построить модель "чистых" данных, в которой хранятся "золотые" записи, позволяющие в дальнейшем обеспечить сквозную идентификацию при информационном обмене с внешними информационными системами (например, портал госуслуг, ведомственные и иные системы), обогащая информацией страховщиков цифровой профиль, реализуемый сейчас на государственном уровне»,— говорит представитель страховщика.
В союзе утверждают, что система была создана за девять месяцев. «Это беспрецедентно короткие сроки для такой работы,— говорит президент РСА Игорь Юргенс.— Новая АИС не имеет аналогов, она сложнее баз бюро кредитных историй (БКИ), которыми пользуются банки, поскольку страховые операции сложнее банковских, они включают в себя большее количество вводных данных: персональные данные клиента, его автомобиль, убытки, внесение изменений в договор, историю аварийности и проч.».
Предполагается, что внутри АИС будет существовать так называемая витрина данных, которая позволит регулятору контролировать тарифы ОСАГО. До конца года к системе планируется и присоединение модуля по «зеленой карте», кроме того, ожидается подключение модуля для бюро страховых историй по моторным видам страхования — ОСАГО и каско.
Регулятор уже заявил о намерении сделать обновленную систему подконтрольной своим структурам. Как сообщили “Ъ” в ЦБ, связно это с необходимостью реализации важных общественных функций. Например, речь идет о контроле наличия полисов ОСАГО у водителей с помощью средств фотовидеофиксации. Кроме того, система должна быть доступна потребителям страховых услуг в части личной страховой истории. Впрочем, глава РСА Игорь Юргенс считает, что база должна остаться у страховщиков. По словам гендиректора страховщика «Астро-Волга» Ярослава Остудина, на рынке есть опасения по поводу заявлений регулятора о намерении сделать обновленную систему подконтрольной, «поскольку есть мнение, что "Росгосстрах" аффилирован с ЦБ (страховщик вошел в периметр санации банка "Открытие" как участник одноименной с ним группы.— “Ъ”), впрочем, этого не стоит опасаться, поскольку, только имея на руках АИС, сложно забрать у агентов других компаний клиентов»,— считает Ярослав Остудин.
Пока же компании привыкают к обновленной системе. «Предыдущий вариант АИС ОСАГО иногда доставлял проблемы страховщикам — база падала, с новой версией такого не ожидается»,— отмечает Ярослав Остудин. «Новая система пока не привычна, но могу сказать, что данная платформа была апробирована в качестве ядра для АИС "Жилье" — эта база начала работу в прошлом году в соответствии с законом о страховании имущества граждан от ЧС, и у рынка было время познакомиться с новыми технологиями»,— замечает Александр Горяинов. В компании МАКС отмечают, что по скорости система стала лучше и более информативной в части сообщений от системы при срабатывании правил формально-логического контроля — автоматизированной проверке соответствия ряда параметров по конкретному договору. Другими словами, если стаж вождения у гражданина три года, у него не может быть КБМ равный 0,5, дающий скидку в 50% на ОСАГО (предельный размер скидки за безаварийную езду по итогам трех лет — 15%, что соответствует КБМ 0,85).
«Функционирование новой АИС избавит страховщиков от пользования сторонними базами для минимизации рисков мошенничества,— говорит Ярослав Остудин,— ранее для сверки данных приходилось пользоваться, например, базой "Автокод"».
«На примере так называемых магаданских тракторов мы сталкиваемся с тем, что современные мощные иномарки тарифицируют как трактор и убыточность компании по таким договорам составляет 400–500%, что кратно превышает нормативно установленную в 77% в структуре тарифа ОСАГО,— рассказывает Александр Горяинов.— Новая система даст возможность использовать дополнительные скоринговые коэффициенты, которые в идеале должны избавить страховщиков от синдрома "магаданских тракторов". Запуск новой АИС стал драйвером модернизации собственных систем страховщиков. На рынке уверяют, что у новой системы ОСАГО нет аналогов. БКИ до сих пор не является централизованной системой, на банковском рынке четыре БКИ, система РСА, в отличие от того, чем пользуются банки, уникальна и исчерпывающа. Кроме того, требования к страховщикам с точки зрения доступности услуг в рамках этой АИС жестче, чем у кого-либо. «Банк может себе позволить и трехчасовой простой мобильной версии, в то время как доступность полисов ОСАГО не должна прерываться на сайтах страховщиков более чем на полчаса. Это прямо следует из указаний ЦБ. Нам бы хотелось синхронности в части требований регулятора ко всем участникам финансового рынка, получается, что правовое поле в отношении банков и страховщиков неравномерно»,— считает Александр Горяинов.
Как отмечают в ИТ-интеграторе «Инфосистемы Джет», на первом этапе инвестиции в создание ИТ-инфраструктуры и информационной системы составляют свыше 2 млрд руб.
По словам Игоря Юргенса, АИС ОСАГО станет основой и площадкой для риск-офиса — центра по управлению социальными и экономическими рисками страны, в котором бы обрабатывалась статистика различных ведомств.