ДТП с общественным исходом
Михаил Ефремов до суда решил не признавать вину
МВД предъявило обвинение в окончательной редакции актеру Михаилу Ефремову. Ему инкриминируется вина в дорожно-транспортном происшествии, совершенном в состоянии опьянения, в результате которого погиб человек. Подавляющее большинство подобных ДТП заканчиваются примирением сторон и символическим наказанием виновного, но на этот раз оно ожидаемо, в силу общественного статуса фигуранта, вышло за процессуальные рамки. Взаимные претензии как потерпевших, в список которых за время расследования были включены несколько родственников погибшего, так и защиты актера, которая едва ли не стала обвинять оппонентов в вымогательстве, в итоге привели к внешне неожиданному, но на самом деле вполне предсказуемому финалу: подписывая последний протокол перед судом, актер отказался признавать свою вину. Как показывает практика, это вряд ли повлияет на наказание обвиняемого, но может существенно сказаться на размере возможных компенсаций. Мало того, у защиты появится дополнительный простор для маневра в ходе процесса. Впрочем, представитель семьи Захарова считает, что ему удастся добиться внушительных отступных.
Как рассказали источники “Ъ” в правоохранительных органах, процедура предъявления обвинения в окончательной редакции заслуженному артисту России, лауреату многочисленных премий Михаилу Ефремову в Главном следственном управлении ГУ МВД РФ по Москве прошла в минувшую пятницу. Она продолжалась несколько часов и завершилась вечером. После этого, в соответствии со статьей 216 УПК РФ, с материалами расследования начали знакомиться потерпевшие по делу и их адвокат Александр Добровинский. Затем аналогичная процедура (ст. 217 УПК РФ) предстоит самому Михаилу Ефремову и его адвокату Эльману Пашаеву. Поскольку в деле всего пять томов, то можно предположить, что оно будет направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения в самом недалеком будущем.
Фабула обвинения за время расследования не изменилась.
Михаилу Ефремову инкриминируется нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, совершенное в состоянии опьянения (ч. 4 ст. 264 УК РФ). Само ДТП попало на камеры наружного наблюдения, установленные на Смоленской площади Москвы, и уже через считаные минуты после происшествия обстоятельства трагедии в соцсетях мог наблюдать любой желающий.
Джип, на котором ехал Михаил Ефремов, на внушительной скорости напротив дома 3 выехал на встречную полосу и лоб в лоб столкнулся с «Ладой», на которой житель Рязани 57-летний Сергей Захаров развозил еду. Удар был очень сильным, господин Захаров получил тяжелейшие травмы, от которых ночью скончался в институте имени Склифосовского. Михаил Ефремов, находившийся, очевидно, в состоянии опьянения, по горячим следам свою вину отрицать не стал. Позже экспертиза установила, что в его крови были не только внушительная доля алкоголя, но также и наркотики. По последнему факту возбуждено уголовное дело, но по нему господин Ефремов проходит свидетелем.
Несмотря на подчеркнуто нейтральные сообщения московской полиции о ходе расследования, с самого начала было понятно, что оно, с учетом общественной значимости обвиняемого, выйдет за процессуальные рамки. Так оно и получилось: многочисленные телешоу, в которых участвовали родственники погибшего, серьезно влияли не столько на действия правоохранительных органов, сколько на позиции сторон. На практике дела о ДТП, в которых погиб один человек, чаще всего заканчиваются примирением сторон с выплатой оговоренных компенсаций и символическим наказанием виновного. На этот раз с каждым днем и каждым телешоу стороны занимали все более непримиримые позиции. В итоге в число потерпевших по делу, помимо вдовы погибшего, следствие включило еще несколько его родственников, а защита Михаила Ефремова стала неофициально обвинять своих оппонентов в вымогательстве огромных сумм в качестве отступных.
Финал был неожиданным только на первый взгляд. На последнем допросе, по данным источников “Ъ”, Михаил Ефремов заявил, что не признает вину в ДТП.
Следователь, говорят собеседники “Ъ”, поначалу даже не поверил и переспросил обвиняемого, правильно ли он его понял. Получив утвердительный ответ уже от адвоката актера Эльмана Пашаева, сотрудник МВД внес соответствующую запись в протокол. После завершения следственного мероприятия защитник Михаила Ефремова пояснил “Ъ”, что его клиент не отрицает, что был участником аварии. Однако изменение его позиции связано с двумя обстоятельствами: во-первых, господин Ефремов не помнит детально событий, происшедших 8 июня, «поскольку был сильно пьян», во-вторых, у самого адвоката за время следствия появились доказательства в пользу его подзащитного. Какие именно, господин Пашаев говорить, конечно, не стал. Как бы то ни было, изменение позиции Михаила Ефремова дает его защите дополнительные возможности для маневра в ходе судебного процесса.
В свою очередь, представляющий интересы потерпевшей стороны адвокат Александр Добровинский скептически оценил изменение позиции актера, отметив, что в нем «нет никакой логики». Адвокат напомнил, что экспертизы, проведенные в рамках дела, свидетельствуют о вине господина Ефремова. Господин Добровинский подчеркнул, что, согласно выводам одной из них, на сработавшей в момент столкновения водительской подушке безопасности Jeep Grand Cherokee были обнаружены пот и эпителиальные клетки, принадлежавшие господину Ефремову, что «однозначно говорит о том, кто находился за рулем автомобиля». Адвокат Добровинский также подтвердил “Ъ”, что он подал три гражданских иска от представителей семьи погибшего Сергея Захарова, не став, впрочем, называть суммы требуемой компенсации.