Умер Эннио Морриконе
Знаменитому кинокомпозитору был 91 год
На 92-м году жизни скончался итальянский композитор Эннио Морриконе, написавший музыку более чем к 500 фильмам.
Эннио Морриконе родился в 1928 году в семье римского джазового трубача и сам выбрал трубу в качестве первой музыкальной профессии. Он также получил дипломы по специальности «аранжировка» и «классическая композиция». В возрасте 8 лет он познакомился в школе с мальчиком по имени Серджо Леоне, впоследствии режиссером и многолетним партнером Морриконе. Но прежде чем сфокусироваться на музыке для кино, Морриконе делал аранжировки для Марио Ланца, Шарля Азнавура, Пола Анки и театральных постановок режиссера Лучиано Сальче. Сальче пригласил Морриконе написать музыку к фильму «Фашистский вожак» (1961) — это и был дебют Морриконе в киномузыке. Следующей лентой оказался первый фильм Серджо Леоне из «долларовой трилогии» с Клинтом Иствудом «За пригоршню долларов» (1964).
Фильм не только сделал модным жанр спагетти-вестерна, но и задал новый стандарт саундтрека к фильму о Диком Западе. В классических вестернах Джона Форда в студии использовался полноценный оркестр.
Но у Леоне на него не хватало бюджета, поэтому Морриконе использовал в своих саундтреках свист, звук губной гармошки и варгана, характерный звук электрогитары Fender, а также выстрелы и звук кнута, рассекающего воздух.
При этом мелодии, написанные для фильмов Леоне, мгновенно стали классикой, и, например, группа Metallica до сих пор начинает свои концерты темой из фильма «Хороший, плохой, злой» (1966).
Ваш браузер не поддерживает видео
В общей сложности Эннио Морриконе написал музыку к 8 фильмам Серджо Леоне, это меньше, чем для Мауро Болоньини (15), Альберто Негрина (13) и Джузеппе Торнаторе (13), но ассоциация с кинематографическим стилем Леоне у музыки его одноклассника самая сильная. А экранный образ, прочно связанный с музыкой Морриконе,— это, несомненно, Клинт Иствуд. Именно Иствуд, актер, режиссер и композитор, вручил в 2007-м Морриконе первый «Оскар» — «за вклад в искусство создания музыки для кино». Впрочем, для отечественного зрителя экранное воплощение музыки Морриконе скорее Жан-Поль Бельмондо, а тема Морриконе «Chi Mai» из фильма «Профессионал» (1981) Жоржа Лотнера — самая узнаваемая из мелодий композитора на постсоветских территориях.
На протяжении почти 60 лет Эннио Морриконе оставался одним из самых востребованных кинокомпозиторов.
В общей сложности он шесть раз номинировался на «Оскар» и впервые получил его за конкретный фильм только в 2016-м — за «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино.
Музыка Эннио Морриконе звучит в шести его фильмах. Среди режиссеров-звезд, прибегавших к услугам Маэстро, были также Серджо Корбуччи, Пьер Паоло Пазолини, Карло Лидзани, Серджо Соллима, Бернардо Бертолуччи, Дамиано Дамиани, Брайан Де Пальма, Оливер Стоун, Роман Полански и др.
В необъятном послужном списке Эннио Морриконе есть и работа с российскими кинематографистами. Эннио Морриконе написал музыку к фильму Владимира Хотиненко «72 метра» (2004). Композитор рассказывал в интервью “Ъ”: «Что мне больше всего понравилось в “72 метрах”, так это оптимистический финал, полный надежды на то, что все-таки подводники, которые остались в морских глубинах, смогут найти спасение, что тот единственный выбравшийся на берег подводник, с трудом пробирающийся по земле, похожей на иной мир, сможет их спасти. А еще я высоко оценил умение режиссера разгрузить трагическую атмосферу катастрофы легким юмором». С русской темой Морриконе сталкивался также, экранизируя в 1972 году «Мастера и Маргариту» с сербским режиссером Александром Петровичем и делая с Джузеппе Торнаторе «Ленинград» — фильм, который так и не вышел на экраны.
В XXI веке Морриконе работал над пятью-шестью саундтреками в год и мог целиком сосредоточиться на сочинительстве. Тем не менее он продолжал гастролировать, дирижируя оркестрами по всему миру. Многократно выступал в России. В последний раз он дирижировал в Москве в 2018 году в преддверии своего 90-летия. И наверняка продолжал бы работать, если бы не неудачное падение и перелом бедренной кости.