Стрит-ритейл теряет в площадях
Как собственники могут привлечь арендаторов
Центр столицы после пандемии начал быстро пустеть: по итогам первого полугодия там не открылись 11,5% объектов. Доля пустующих площадей приблизилась к антирекорду 2016 года — тогда свободными оказались 13%, говорится в отчете компании JLL. Ожидаемо пандемия серьезнее всего ударила по ресторанам и непродовольственным магазинам. Например, как пишут «Ведомости», закрылись «Республика» на Новом Арбате и Fred Perry на Петровке.
Проблема в том, что количество пустующих площадей будет только увеличиваться, говорит руководитель отдела исследований JLL Владислав Фадеев: «Этот рост будет продолжаться как минимум до конца года. Снижение мы будем наблюдать, скорее всего, где-то во втором квартале 2021 года. Нсколько потери восполнимы? Пока с точки зрения более свободных помещений цифра не очень велика, то есть она, конечно, растет, но это было, действительно, ожидаемо абсолютно. Вопрос в том, сколько компаний из тех, кто открылся после пандемии, как-то оптимизируют свои сети в течение ближайшего одного-двух кварталов. У многих сетевых арендаторов всегда есть необходимость оптимизировать свои сети. И с учетом роста вакантности и снижения арендных ставок, которое мы уже сейчас наблюдаем, возможность перераспределить свои магазины только увеличивается. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что кто-то будет сильно расширяться, но оптимизация точно будет.
Мы не видим какой-то критичной ситуации с точки зрения закрытий. Она абсолютно такая же, как и в предыдущие кварталы. Тут нет какого-то ожидания, что рестораны массово закроются. Этого не произошло, они закрылись, но традиционно каждый квартал многие так и поступают. И цифры этого квартала ровно такие же. Проблема заключается в том, что в отличие от предыдущих периодов, очень мало открылось ресторанов. По сути, только продуктовые магазины открылись в том же масштабе, что и ранее. А все остальные очень серьезно просели с этой точки зрения».
Похожие цифры по итогам полугодия получили и в Knight Frank. Там посчитали, что доля пустующих площадей в центре столицы составляет сейчас 12%. Впрочем, директор направления стрит-ритейла компании Ирина Козина придерживается более позитивных прогнозов. Она полагает, что начать восстанавливаться после этих потерь магазины и рестораны смогут уже осенью: «На пустующих местах будут расположены новые арендаторы, в свое время придут новые рестораны. На данный момент есть заявки от продовольственных магазинов, магазинов непродовольственных товаров, тех же самых рестораторов и кофеен. Возможно, будут немножко пересматриваться арендные ставки, но мы также эту динамику будем наблюдать ближе к концу года, и будет более ясна картина. Сейчас мы видим пустые витрины, витрины с надписями “Аренда”, на некоторых улицах, таких как Мясницкая, Покровка, их насчитывается от пяти до десяти.
Но иногда пустая витрина значит, что там уже идет ремонт. Скоро откроют новые арендаторы магазины, рестораны».
Собственники помещений в центре Москвы будут активно привлекать новых арендаторов скидками. По словам опрошенных “Ъ FM” аналитиков, стартовые цены будут оставаться такими же, как до пандемии. Но при расчете стоимости собственник уже закладывает возможность для торга, скидка может дойти вплоть до 15%. По мнению экспертов, пика числа выгодных предложений стоит ожидать зимой.