Умные телевизоры сбавили скорость

Продажам Smart TV прогнозируют замедление

Проникновение умных телевизоров в крупных российских городах за полтора года выросло с 29% до 39%, причем одним из драйверов роста было снижение цен на эти устройства. Впрочем, темпов роста распространения Smart TV на уровне около 20% в год больше не предвидится, прогнозируют аналитики. В этом году они замедлятся из-за пандемии и к прежнему уровню не вернутся из-за насыщения рынка.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В 2020 году рост числа проданных в России телевизоров Smart TV (с поддержкой интернета) замедлится до 14%, парк устройств составит 29,1 млн руб., подсчитали аналитики J`son & Partners Consulting (результаты исследования есть у “Ъ”). В прошлом году их прирост составил 19%, в 2018-м — 19%, в 2017-м — 18%.

Продажи тормозит падение доходов населения на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, пояснил директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов.

Даже после кризисного 2020 года J`son & Partners Consulting не прогнозирует возвращения рынка к прежним темпам роста — в 2021, 2022 и 2023 годах прирост составит 13%, 12,4% и 11,6% соответственно, что аналитики связывают с общим насыщением рынка (к 2022 году уровень проникновения Smart TV превысит 50%). Для сравнения: в декабре 2019 года проникновение Smart TV в городах с населением больше 100 тыс. человек составило 39% по сравнению с 29% в марте 2018-го — такой результат показал онлайн-опрос 4 тыс. человек от 18 до 55 лет.

В «Связном» признают, что рост продаж Smart TV может «замедлиться как минимум до конца года в связи с сокращением потребительской способности населения». По данным компании, с января по май этого года продажи Smart TV в России выросли на 31% в штуках и 21% в деньгах. В «Триколоре» в этом году тоже наблюдают снижение потребления техники в целом и Smart TV в частности, говорит представитель оператора. «Продажи Smart TV в будущем году, вероятнее всего, будут ниже, чем в текущем»,— считает он.

Продажи умных устройств в 2020 году пока что ускорились, отмечает представитель группы «М.Видео-Эльдорадо». По ее данным, спрос на телевизоры с выходом в интернет в первом полугодии увеличился на 32% в штуках и 24% в деньгах по отношению к 2019 году. В 2019 году, по оценке группы, в России было продано 3,7 млн умных телевизоров на 212 млрд руб., что на 17% в штуках и на 6% в деньгах выше результатов 2018 года.

Руководитель группы закупок ТВ и аудиотехники компании «Ситилинк» Егор Панин прогнозирует, что в 2020 году в России может быть продано около 4 млн умных телевизоров, а доля Smart TV в продажах всех ТВ вырастет с 52% в 2019 году до 55–56%.

В МТС тоже не видят предпосылок к снижению спроса, так как цены на Smart TV «постоянно снижаются», говорит ее представитель.

Средний чек на Smart TV составляет сейчас около 32,8 тыс. руб., уточнили в «М.Видео-Эльдорадо».

Это на 6% меньше, чем годом ранее, и на 21% ниже, чем четыре года назад, указывает Дмитрий Колесов, отмечая, что снижение цен было одним из драйверов роста парка устройств в 2019 году.

В ivi и Megogo соглашаются, что кризис может снизить темпы роста числа устройств в 2020 году. При этом Smart TV — один из главных факторов, которые способствуют росту рынка легальных видеосервисов в России, напоминает гендиректор Megogo в России Виктор Чеканов. Директор департамента платных сервисов ivi Ирина Грандель отмечает, что рост просмотров в приложениях ivi на Smart TV не зависит напрямую от роста продаж самих устройств, так как помимо роста аудитории у видеосервиса растет частота и длительность просмотров на Smart TV на пользователя.

Еще одним фактором долгосрочного снижения темпов роста числа устройств в J`son & Partners Consulting считают конкуренцию Smart TV с другими устройствами, включая умные колонки. Рост интереса к умным колонкам, наоборот, может стать стимулом продаж Smart TV, возражают в «Ситилинке» и «М.Видео-Эльдорадо», напоминая, что в США при высокой популярности голосовых домашних устройств проникновение Smart TV продолжает расти высокими темпами.

Валерия Лебедева

Вся лента