«Локальная победа общественного мнения»
Дмитрий Дризе — о приговоре журналистке Светлане Прокопьевой
Виновной себя не считает — Светлана Прокопьева намерена обжаловать приговор. Накануне суд в Пскове признал журналистку виновной в оправдании терроризма и приговорил к штрафу в 500 тыс. руб. Ранее обвинение запросило для нее 6 лет колонии. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает произошедшее локальной победой общественного мнения.
Похоже, действительно, большой скандал сейчас не к чему. И общественный резонанс, судя по всему, теперь учитывается. Нет, это не оттепель. Просто всем очевидно, что доказательная база и адекватность предложенного наказания оставляют желать лучшего. И это очень мягко сказано. Нельзя судить журналиста за его профессиональную деятельность,— вот что хотелось бы услышать. Тем не менее принято мягкое решение.
Понято, что оправдать в нынешних условиях невозможно. Почему? Потому что задеты государственные интересы в лице силовых структур и прочих сильных мира сего. Да и следователи работали. Что, зря что ли? И общественности тоже нельзя уж совсем уступать. Кроме того, есть еще и воспитательные цели, это нельзя отбросить,— другим должна быть наука.
Свобода слова она, как известно, существует в рамках закона. А законы таковы, что за эти самые рамки выйти очень легко. Посадить или оштрафовать сейчас можно практически любого, было бы желание. Не обязательно за оправдание терроризма — в последнее время появилось столько статей, на любой вкус. Уже не знаешь, за что рискуешь пострадать, если даже мороженое сравнивают со свастикой. Вон и радугу не ровен час запретят.
Что такое штраф в 500 тыс. руб.? Дело ж не в сумме, а в том, что прежде чем что-то написать, тысячу раз подумаешь и вдруг сам себе скажешь: «Лучше не рисковать». Как бы не пришлось совсем уходить в аллегории: мир сказок, цветов, волшебники, вымышленные королевства кривых зеркал, некая иная реальность, где живут люди чем-то похожие на нас и с нашими же проблемами. Но там полная свобода — критикуй кого хочешь и даже можно призвать государство разобраться с тем, что же двигало совсем молодым человеком, который решился на теракт, в чем причина такого поведения. Так, нет, и здесь найдется разгневанный гражданин, который узрит крамолу. Интересно, как будет выглядеть закон о запрете фантастических образов, какие заключения выдаст экспертиза. Допустим, в образе короля или цветка читается клевета на российский государственный и общественный строй. Лет пять назад это вызывало улыбку, сейчас — нет, сейчас не до смеха.
И все-таки дело Серебренникова не выходит из головы.
Здесь прослеживается та же формула: сначала как следует напугать, и потом — о, радость — не посадили; и те же шесть лет просит обвинение.
И, по идее, должны быть слова благодарности суду (читай — власти), который сумел во всем разобраться и принять единственно правильное решение. Нетрудно себе представить, с какими чувствами Светлана Прокопьева шла с чемоданчиком в судебное заседание, и как она жила все эти полтора года, пока шло следствие.
Кроме того, общественная реакция бывает не везде, а сколько случаев в регионах, и когда сажают по очень спорным обвинениям, и не только журналистов. Но что же дальше?
Светлана Прокопьева считает себя невиновной и будет обжаловать приговор. Но может так статься, что возникнет новое судебное разбирательство — примеров таких сколько угодно. Посадят — не посадят, но нервы потреплют точно. Есть такое убеждение, что система бывает доброй только один раз. Общественность не может чувствовать силу. Из этого вытекает главный вопрос: можно ли говорить о том, что подобное не повторится, — конечно, нет. То, что произошло в псковском суде, — это лишь локальная победа общественного мнения. Чтобы развить успех, нужна самая малость — число людей с активной жизненной позицией должно вырасти в десятки, а лучше сотни раз. Вот тогда мы сделаем шаг к идеальному обществу. Пока же это кажется недостижимым. Но как бы то ни было победа есть победа, и это уже немало.
Ваш браузер не поддерживает видео