Французскому правительству понадобился адвокат
Кто вошел в новый кабинет министров страны
В понедельник вечером был объявлен состав правительства Франции, сформированного новым премьер-министром Жаном Кастексом. В третьем правительстве президентского срока Эмманюэля Макрона много знакомых лиц, но есть и несколько неожиданных назначений. В их числе министр культуры Розелин Башло и министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Экстренная смена премьер-министра Эдуара Филиппа, который устраивал большинство французов, на новичка Жана Кастекса, о котором еще не знают, что и думать, обещала большие перемены в правительстве. Но когда генеральный секретарь президентской администрации Алексис Коллер, согласно традиции, со ступенек Елисейского дворца огласил список, в новом кабинете обнаружилось преобладание старых министров.
Из 30 членов правительства 22 уже заседали в кабинете министров.
Министерством иностранных дел по-прежнему будет командовать 73-летний Жан-Ив Ле Дриан, старейший и авторитетнейший член кабинета, которого президент Макрон «унаследовал» еще от президента Франсуа Олланда. Министром обороны осталась 57-летняя Флоранс Парли. Министр экономики 51-летний Брюно Ле Мэр объединил под своим крылом и экономику, и финансы, и экономическое возрождение (в котором страна остро нуждается). Два министра, действия которых во время эпидемии более всего критиковали,— министр образования 55-летний Жан-Мишель Бланкер и министр здравоохранения 40-летний Оливье Веран — остались на своих постах, причем в министерство первого из них вошли и вопросы спорта.
Важные перемены произошли в Министерстве внутренних дел. Кристоф Кастанер, против которого вышли на демонстрации его собственные подчиненные, покинул правительство. В конце июня в интервью еженедельнику Le Parisien он говорил: «Я хочу остаться министром внутренних дел... Но это не мне решать». Новый премьер (а на самом деле — президент Макрон) решил, что господин Кастанер остаться не сможет. Камеры засекли краткий визит экс-главы МВД в президентский дворец, благо от министерства он в пяти минутах ходьбы, так что, вероятно, президент лично сообщил о решении своему бывшему ближайшему и ключевому сотруднику.
МВД доверено бывшему главе Министерства бюджета, государственных счетов и гражданской администрации Жеральду Дарманену, который мечтал о повышении, открыто предлагая себя в премьеры.
37-летний политик, в 2014 году занимавшийся партийным строительством под руководством Николя Саркози, считает себя «социологически — левым, но культурно — правым». «Большая честь для внука иммигрантов быть министром внутренних дел нашей прекрасной страны»,— написал он вчера в Twitter. Его вторым номером станет 37-летняя Марлен Шиаппа, которая отвечала в правительстве за права женщин, а теперь в качестве госсекретаря будет заниматься вопросами гражданства, светского общества и социальными аспектами работы министерства.
С не очень важного в смысле полномочий, но очень заметного на экране поста исчезнет пресс-атташе правительства Сибет Ндае, не раз вызывавшая своими выступлениями улыбки, насмешки и раздраженные комментарии. Она ушла «по личным причинам», но главной из причин, похоже, как раз и стала ее личность. Ее заменит 31-летний Габриэль Аттал — можно надеяться, более сдержанный и менее склонный к наивным рассуждениям в прямом эфире.
Министр культуры Франк Риестер уступил ведомство Розелин Башло, бывшему министру при президентах Жаке Шираке и Николя Саркози. При них она возглавляла ведомства, отвечающие за экологию, здравоохранение, спорт, а потом, покинув политику в 2012 году, нашла себя в качестве ведущей культурных, политических и юмористических программ на радио и телевидении. В свои 73 года она обладает актерской харизмой, что блистательно продемонстрировала несколько дней назад на заседании парламентской комиссии по борьбе с коронавирусом, ответив на вопрос о текущем моменте: «Мы оказались в дерьме». Она на раз объясняла парламентариям, что нынешним сотрудникам Министерства здравоохранения следовало бы брать на себя больше ответственность, как сделала это она сама в период эпидемии птичьего гриппа в 2009 году. На церемонии передачи полномочий госпожа Башло предсказуемо выглядела ярче Франка Риестера (которого, честно говоря, мало было видно все эти годы) и произнесла многообещающее: «Я буду министром художников».
Но даже назначение министром культуры бывшего фармацевта наделало не столько шума, сколько замена Николь Белубе в Министерстве юстиции на 59-летнего адвоката Эрика Дюпон-Моретти. Они антиподы даже внешне, она — немолодая дама со светлыми волосами и тихим голосом, он — похожий лицом на Сократа, громогласный защитник по уголовным делам, адвокат-«рок-звезда», который в течение последних 35 лет был кошмаром для судей и прокуроров. Господин Дюпон-Моретти, внук итальянского иммигранта, защищал кого хотел: футболистов, министров, проституток, убийц, террористов — несправедливо и справедливо обвинённых. Его прозвали «оправдателем» за 145 оправдательных приговоров, которых он добивался в самых безвыходных ситуациях.
Эрик Дюпон-Моретти менее всего кажется «политиком», «администратором», он трибун, настоящий адвокат, которого мог бы сыграть Чарльз Лоутон в классическом «Свидетеле обвинения».
Нового министра ненавидят и крайне левые — он защищал полицейских против главы «Непокорившейся Франции» Жан-Люка Меланшона — и крайне правые.
«В Минюст назначен левак, который хочет запретить Национальное объединение... Многообещающе»,— отреагировала лидер этой политической силы Марин Ле Пен.
Да и коллеги оказались смущены. «Это издевательство над юстицией... Это объявление войны судебному корпусу»,— уже заявили представители французского профсоюза судей USM.