Остаться на плаву: сервисы, которые помогли бизнесу пережить самоизоляцию

Как благодаря цифровизации компаниям Краснодарского края и Адыгеи удается работать в привычном графике, не выходя в офисы

Национальный рынок труда за рекордно короткие сроки подвергся кардинальной трансформации - катализаторами стали пандемия и меры по самоизоляции. Еще год назад удаленные специалисты были скорее исключением. Прошлой весной, по данным SuperJob, они числились в штате лишь у четверти российских компаний. Причем на постоянной основе работал только один из ста сотрудников. Сейчас же свои обязанности из дома выполняют повсеместно, и отмена карантина на ситуацию почти не повлияла. Тинькофф Банк объявил о решении продлить корпоративную удаленку до 1 августа, представители Mail.ru Group, QIWI и «Яндекс» намерены не выходить в офисы до сентября, а Альфа-банка - до конца года. Как сообщает Центр стратегических разработок, 68% предприятий планируют оставить на дистанционном режиме значительную часть штата.

Таким образом работодатели пытаются не только минимизировать риск распространения заболевания, но и оптимизировать расходы, выйти с помощью технологий на новый уровень развития. Облачные сервисы и платформы, которые и до того пользовались популярностью, совершили рывок. И выступили на авансцену востребованности даже в тех сферах, где раньше приветствовалось офлайн-взаимодействие. Например, в фитнес- и бьюти-индустриях. Консультации косметологов и визажистов в Skype и Zoom, тренировки в Instagram стали невероятно популярны. Мировые бренды начали проводить модные показы в онлайне. Оказалось, что цифровые шоу публике не менее интересны.

При этом множество топовых корпораций, не сумевших вовремя адаптироваться к работе в условиях форс-мажора, вынуждены были закрыться. Все, как в дикой природе, по Дарвину: выживает не самый сильный, а самый приспособленный. Это касается и самих компаний, занимающихся digital-сервисами. Выиграли те, что расширили линейку продуктов, заточенных под изменившиеся условия. МегаФон, например, имея достаточно готовых решений для бизнеса, работающего удаленно, запустил платформу с новыми услугами и сервисами. Там же можно посмотреть вебинары и конференции, касающиеся работы в период пандемии, ознакомиться с аналитикой и новостями.

О том, как цифровизация помогает наладить рабочие процессы и влияет ли на них дистанционный режим, редакции «Ъ» рассказали представители малого и среднего бизнеса.

Организовать Call-центр из дома

Вынужденный отказ от офисов увеличил расходы на связь у большинства предпринимателей. Кому-то пришлось потратиться на ноутбуки и смартфоны для сотрудников, кому-то - подключить всему штату мобильный интернет или Wi-Fi. Чем больше филиалов у компании, тем значительнее траты. Особенно это актуально для тех организаций, которые всегда должны быть доступны: службы доставки или такси.

Директор проекта «Пикап Такси» Владимир Дергилев

- Мы работаем на юге страны, тут огромные расстояния, сложный горный ландшафт, сигнал может пропадать. Клиентов эти проблемы, конечно, никак не должны касаться, поэтому мы тщательно выбирали корпоративного оператора, изучили множество продуктов,- рассказал директор проекта «Пикап Такси» Владимир Дергилев.- В итоге остановились на услуге «МультиФон», которую предлагает МегаФон. Организовали с ее помощью IP-телефонии дома у каждого сотрудника - всего у нас работают 35 человек. Так что звонки в Call-центр идут через интернет, и никакого эха или задержки звука. Да и тарифы под себя адаптируем, для небольшой компании это важно. Вообще с началом пандемии намного чаще стали пользоваться цифровыми сервисами: устраиваем планерки, подводим итоги, ставим задачи, общаемся в Skype, Telegram, Zoom, Pyrus, WhatsApp. Поэтому на качестве работы ограничения никак не сказались, в чем-то даже, наоборот, упростили и ускорили некоторые процессы.

ВАЖНО

Краснодарский край был признан лучшим в России по мерам поддержки предпринимателей во время эпидемии. Экспертный институт социальных исследований поставил его на первое место в рейтинге. Этому поспособствовали снижение налоговых ставок и тарифов по страховым взносам (с 30% до 15%), введение моратория на проверки, отсрочки налоговых взносов с 3 до 6 месяцев. Помимо этого, была расширена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, введены кредитные каникулы.

Не свалиться в крутое пике экономике региона помогли и социально ориентированные компании, оперативно предложившие услуги и сервисы, облегчающие дистанционную работу.

Обезопасить корпоративные данные

Облачные решения показали бизнесу массу возможностей - развернуть дома виртуальные рабочие места с удаленным доступом и нужным софтом можно за пару минут. Главное, чтобы выстроенная в компаниях система информационной безопасности не наделила сотрудников ложным ощущением неуязвимости. Все-таки дома персоналу, далекому от IT-сферы, защитить данные сложнее. Специалисты DeviceLock выяснили, что за последнее время в России количество уязвимых для взлома компьютеров увеличилось на 230%.

Чтобы не допустить утечки информации, руководителям предприятий лучше перестраховаться. Например, использовать комплекс решений VDI, безопасный доступ (APN), защиту от DDoS или надежное облачное хранилище, куда можно загружать все рабочие документы и вносить правки онлайн. Услуги и сервисы, отвечающие всем необходимым требованиям, собраны на специальном сайте.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

После карантина интерес к мобильному трафику будет расти

Директор МегаФона по Краснодарскому краю и Адыгее Игорь Остатюк

- По сравнению с началом марта рост мобильного трафика в сети МегаФон в целом по России увеличился на 13-15%. Аналогичная динамика на юге страны,- рассказал Игорь Остатюк, директор МегаФона по Краснодарскому краю и Адыгее.- Также в нашем интернет-магазине выросла популярность смартфонов, портативной техники. Продажи роутеров и модемов увеличились в четыре раза. Мы понимаем, что сейчас для многих мобильная связь стала одним из основных средств коммуникации, поэтому вкладываем значительные средства и усилия наших технических специалистов в инфраструктуру связи. Делаем все возможное, чтобы минимизировать риски для сотрудников и клиентов. Рассчитываем, что и после окончания ограничений навыки использования таких услуг, а значит, и интерес к ним, у наших пользователей останутся. Прогнозируем рост потребления мобильного интернет-трафика по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет. Отчасти это связано с модернизацией сетей МегаФона, качественно лучшим покрытием и новыми 4G-скоростями в десятках населенных пунктов регионов. Отчасти - с новыми привычками наших абонентов, которые они уже приобрели за время работы или учебы во время самоизоляции.

Директор центра недвижимости «Этажи» Вадим Камалов

Опрошенные нами представители бизнеса мнение поддержали - спрос на мобильный интернет и сервисы по удаленной работе будет только увеличиваться. Так, директор центра недвижимости «Этажи» Вадим Камалов рассказал, что и до пандемии его сотрудники постоянно были на связи с клиентами, обменивались данными, в том числе, фотографиями и видео. Но во время самоизоляции стало ясно, что современные сервисы буквально помогли спасти компанию.

Вся лента