Евгений Стодушный: «Пока всё в стагнации, мы “сеем” на будущее»

Концертный сезон краевой филармонии завершился под знаком мозговых штурмов. Репетиции через Zoom, перенос и отмена мероприятий, шахматная рассадка — текущие реалии требуют серьезных усилий и новых форм работы. Однако, говорит генеральный директор Красноярской филармонии Евгений Стодушный, главное, от чего не готовы отказаться ни артисты, ни зрители, — живое общение.

— Евгений Васильевич, в июле ровно два года, как вы возглавили Красноярскую филармонию. Что за это время сделать получилось?

— Достижения нашей команды можно разделить на сугубо профессиональные (внутренние преобразования) и на результаты, заметные широкой общественности, обычно напрямую связанные со зрительским опытом. Когда речь идет об интересах публики, это в первую очередь разнообразие афиши. Сегодня в ней на постоянной основе присутствуют ведущие представители музыкальной элиты. Это и Владимир Спиваков, и Юрий Башмет с ансамблем «Солисты Москвы», и Михаил Плетнев с Российским национальным оркестром. В ближайших планах возобновить регулярное взаимодействие с такими мэтрами, как Валерий Гергиев и Теодор Курентзис.

Помимо обеспечения доступа красноярцам к артистам мировой величины, филармонии удалось вывести эти проекты за пределы краевой столицы. В Норильске состоялось премьерное выступление Дениса Мацуева; для артиста, каждый день которого расписан по минутам, поездка стала настоящей авантюрой. Там же теперь регулярно проходит фестиваль симфонической музыки— не все до конца верили, что на сцену северного города будет выходить полноценный симфонический оркестр. Норильск и Ачинск наравне с международными культурными центрами включены в концертную карту Вадима Репина и его Транссибирского Арт-Фестиваля. В Ачинске впервые выступил Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы», произведя настоящий фурор у публики!

На весь край удалось масштабировать любимый красноярцами «Оркестр на траве» (симфонический open-air, зародившийся благодаря поддержке Фонда Михаила Прохорова). Кульминацией серии региональных выступлений стал концерт в Енисейске, который мы приурочили к 400-летию города.

— Удалось ли продвинуться к амбициозной цели сделать Красноярскую филармонию опорным культурным кластером Сибири?

— Добиваться лидирующего положения в профессиональном сообществе можно только за счет высоких результатов и возможности делиться успехом с коллегами. Например, в рамках конференции IAMA в Дюссельдорфе Красноярская филармония не только привлекала новых партнеров для своих абонементов и фестивалей, но и позиционировала Красноярск зарубежным артистам как «точку входа» для гастрольных туров по всей Сибири. В итоге мы запустили проект «Британские музыкальные сезоны», получивший грантовую поддержку посольства Великобритании. Одним из главных событий проекта стал приезд в Сибирь лауреата конкурса Чайковского Питера Донохоу (фортепиано) с Саккони-квартетом. Артисты начали свои гастроли в Красноярске, затем посетили Томск, Кемерово, Новосибирск и Барнаул.

Попытка реанимировать сибирское гастрольное пространство — это своего рода моя идея фикс. Сибирский музыкальный рынок сегодня существует, но, увы, только для эстрадных проектов. Считаю регулярные обменные гастроли и совместные программы академических коллективов еще одним способом разнообразить афишу, сделать концертное предложение для красноярцев насыщеннее. Успешным примером региональной коллаборации стал Фестиваль симфонических оркестров Сибири, прошедший в Малом концертном зале филармонии в этом сезоне.

Став членом правления Союза концертных организаций России и возглавив его сибирское отделение, прикладываю много усилий для активизации обмена экспертизой в регионе. Диалог среди коллег-руководителей стал особенно актуальным в контексте пандемии, позволяя делиться эффективными управленческими решениями и новыми форматами работ, в том числе распланировать поэтапный выход из вынужденного простоя.

— Что у вас как руководителя филармонии в листе to do?

— Список длинный. Будем продолжать расширять круг наших зрителей. Количество проданных билетов — понятный и измеримый показатель эффективности. За год программы филармонии посетили более 320 тысяч человек. Стремлюсь, чтобы каждый красноярец воспринимал филармонию как обязательное для своего досуга место и бывал тут хотя бы раз в сезон. Привычка посещать концерты должна передаваться от родителей к детям. Знаю много наших слушателей, для которых поход на концерт уже семейная традиция.

Второй пункт — повышение качества и масштаба проектов филармонии. В том числе за счет приглашения солистов, дирижеров, хореографов с международной репутацией. Здесь залог успеха — финансовые возможности организации, а значит, от нашей команды потребуются дополнительные усилия по привлечению спонсоров и благотворителей.

Новые идеи принесла с собой пандемия, частично приостановившая нашу операционную деятельность. В итоге в планы развития включена программа волонтерства, задача которой — сформировать вокруг филармонии сообщество неравнодушных людей, готовых делиться своим личным временем и экспертизой.

— Настройка внутренних процессов в сложноустроенном творческом коллективе оказалась непростой менеджерской задачей?

— Две трети сотрудников филармонии — это представители творческих профессий, особый кадровый потенциал, действительно требующий тонкой настройки. Главной задачей было предложить общие правила игры для 14 разноплановых коллективов, каждый из которых со своей историей и видением будущего. А залогом успешной координации этих сил стали прозрачность принимаемых решений и доверие ко мне как к руководителю. Достижение так нелюбимых творцами количественных показателей по доходам и зрителю считаю подтверждением сформировавшихся отношений внутри нашей команды.

В одиночку невозможно было бы браться за структурные преобразования. В первый год пришлось преодолевать стереотипы по отношению к себе как к «варягу», заниматься формированием менеджерской команды. Концертный сезон’20/21 — это уже результат работы обновленного коллектива единомышленников. Личным примером нужно было объединять коллег вокруг общих ценностей: филармония — это культурный кластер, которым мы все гордимся; место, где всегда ждут зрителей и заботятся о том, чтобы было комфортно и в зале, и на сцене.

Руководителей европейских оперных театров и концертных залов обычно называют интендантами. Их отличие от простых хозяйствующих управленцев — в возможности влиять на художественную политику своих организаций. Для меня было принципиально важно сохранить такой же функционал за собой, поскольку все, что происходит на любой из пяти сцен филармонии, отражается на моей профессиональной репутации.

— Был ли за эти два года момент, когда вы осознали — «я дома»?

— Неожиданно обратил внимание, что очень остро реагирую, когда люди, ни разу не бывавшие в Сибири, берутся рассуждать о нашем крае. Эта эмоциональная реакция возможна, только если место тебе небезразлично. Думаю, так потихоньку Сибирь и проникает в душу живущего на ее просторах человека, постепенно делая тебя своей неотъемлемой частью.

— Как филармония переживает текущий момент — и как будет выходить из него?

— С начала даты объявления карантина публика и артисты пережили целую палитру эмоций, проделав путь от шока и паники к принятию и пониманию, что все будет хорошо. Для филармонии это время стало стресс-тестом на клиентоориентированность. Команда оперативно реагировала на все запросы наших слушателей, обеспечив практически индивидуальный подход для 445 клиентов. На отмененные мероприятия вернули 3 265 билетов, при этом однозначно видна лояльность нашей постоянной аудитории. Если удавалось обеспечить перенос концерта, то возврат билетов составлял не более 5 % билетов.

Главной задачей творческих коллективов стала перестройка на новые рельсы: технически невозможно создать дома условия для качественных репетиций, но каждый артист делает максимум возможного. Кризис раскрыл людей, готовых максимально включаться в общие проблемы, даже невзирая на экстремальные условия, и точно показал тех, кто предпочел быть в стороне.

Каким будет наше завтра? Оно точно будет более цифровым: за время пандемии филармония реализовала масштабный онлайн-проект #krasfil_home: 36 часов интервью, лекций, выступлений, флешмобов. Охват составил порядка полумиллиона зрителей. Однако не думаю, что даже это разнообразие форм и контента может соперничать с удовольствием, которое испытывает человек, услышав первые ноты концерта Сибелиуса во время живого выступления артистов в зале. Поэтому самое важное для нас сегодня — чтобы открылись двери концертного зала, даже если для этого потребуются самые строгие меры предосторожности. Будь это шахматная рассадка, новый формат концертов без антракта, но артистам нужно выходить на сцену.

— «Культура должна быть партнером бизнеса, а не просителем» — ваш в чем-то революционный для отрасли подход нашел отклик у крупных компаний края?

— Да, диалог идет постоянно, и он успешен: крупные музыкальные проекты в Ачинске поддержал РУСАЛ, в Норильске — АНО «Агентство развития Норильска». Стратегическое партнерство с фестивалем «Усадьба Jazz» — он должен был пройти этим летом и сейчас перенесен — подтвердили компании «Полюс» и «СМ.Сити». Проведение Транссибирского Арт-Фестиваля в Железногорске станет возможным благодаря «Информационным спутниковым системам».

Поддержание и развитие партнерских отношений предъявляет к филармонии особые требования: перспективное планирование должно успевать за бюджетными циклами компаний; наши проекты должны выгодно отличаться от конкурентов, соответствовать внутренним приоритетам доноров.

В начале следующего сезона планируем организовать попечительский совет: площадку для общения и обмена опытом творческого и бизнес-сообществ. Объединение усилий — хорошая возможность для создания прорывных проектов, которые смогут стать новым достоянием культуры Красноярья.

— Несмотря на все «но», каким будет для филармонии сезон-20/21?

— С уверенностью можно говорить только о том, что он будет проходить в условиях определенных ограничений. Их набор и срок действия определят уполномоченные инстанции; надеюсь, что с учетом мнения профессиональных сообществ.

Но есть и положительные тенденции. Очевидно, что в художественной политике филармонии акцент будет сделан на камерном музицировании, выступлении солистов, небольших ансамблей. Начнется своего рода ренессанс барочной музыки — направления, которого не хватало в городе.

На позднюю осень в полном размере перенесен Транссибирский Арт-Фестиваль. Филармония не отказывается и от таких знаковых событий, как гала-открытие сезона с Денисом Мацуевым. При этом мы уже обсудили потенциальную возможность дать два часовых концерта за вечер, чтобы вместить всех желающих и при этом не создавать слишком большого скопления публики.

С нашим резидентом, театром «Вспышка», делаем несколько собственных театральных проектов, направленных на детскую аудиторию. Вместо перенесенного на 2021 год тура Красноярского ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко по России (было запланировано порядка 25 выступлений) пройдут большие выездные концерты по городам края.

В целом, если удастся соблюсти необходимые превентивные требования, будет много образовательных инициатив: например, состоится академия Юрия Башмета, конкурс «Новые имена» Дениса Мацуева — все это фонды, развивающие следующее поколение молодых и талантливых исполнителей. В ситуации, когда все находится в стагнации, мы будем «сеять» на будущее.

Наталья Повольнова