Машины съезжают с экспорта
Их отгрузки из России продолжают падать
Экспорт легковых автомобилей из РФ за пять месяцев сократился почти вдвое, до менее чем 25 тыс. штук. При этом наибольший провал пришелся на май, когда, по мнению аналитиков, в продажах полностью отразился эффект от ограничений, связанных с коронавирусом. В ближайшее время экспорт машин вряд ли покажет рост, считают эксперты, и отгрузки за рубеж не смогут помочь российским автозаводам загрузить мощности.
Экспорт легковых автомобилей в январе—мае упал на 44,4%, до 24,9 тыс. машин, следует из наиболее актуальной статистики ФТС. Экспорт грузовых автомобилей снизился на 29,9%, до 3,9 тыс. штук. В денежном выражении объем поставок также сокращался: легковых машин на 42,3%, до $355,4 млн, грузовиков — на 8,5%, до $118 млн.
Причем в мае поставки оказались ниже апрельских значений. Так, в штуках экспорт легковых машин упал на 34,8%, до 3 тыс. штук. В деньгах — на 7,8%, до $49,7 млн. Экспорт грузовиков из России также сократился по сравнению с апрелем на 21,5%, до 0,7 тыс. штук. При этом в денежном выражении, наоборот, поставки грузовых машин росли — на 3,4%, до $24,4 млн.
С учетом пандемии и фактической остановки работы дилерских центров, а также общей приостановки покупательской и деловой активности в Российском экспортном центре (РЭЦ) оценивают спад как умеренный, особенно в сегменте грузовых автомобилей. Перебои с поставками были, говорят там, но называют их незначительными и связанными с трансграничными ограничениями, вызванными пандемией.
Основные экспортеры в нынешних условиях — национальные бренды, в то время как локализованные в России мировые бренды продемонстрировали больший спад, заключают в РЭЦ.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что в апреле еще продолжались поставки с предыдущих месяцев, и реальный провал мы видим именно в мае. Результаты экспорта отражают общую ситуацию на авторынке, при этом показатели поддерживает неплохая динамика первого квартала. Например, рынок Казахстана в первом квартале вырос на 30%, до 17,8 тыс. машин. При этом уже в апреле в Казахстане было продано лишь 1,1 тыс. автомобилей. Господин Бабанский не ожидает роста поставок в будущие месяцы, но говорит о вероятности некоторого сокращения масштабов падения до 15–20%.
В Nissan “Ъ” сообщили, что в первом полугодии экспорт машин марки из РФ в Белоруссию упал на 54%, до 415 штук, в Казахстан, наоборот, вырос — на 9,3%, до 876 штук. Концерн продолжает поставлять в эти страны кроссоверы Qashqai, X-Trail и Murano (выпускаются на заводе в Петербурге), а также Nissan Terrano (выпускается на заводе Renault в Москве).
На фоне пандемии и закрытия границ поставки во втором квартале показали значительную негативную динамику, отмечают в компании: так, в Белоруссию в апреле и мае поставок не было совсем, в Казахстан автомобили не поставлялись в апреле.
О дальнейшем развитии ситуации пока говорить рано, полагают в Nissan: надо дождаться полной отмены ограничительных мер, связанных с пандемией. В то же время Hyundai, наоборот, нарастил экспорт в первом полугодии на 17%, до 8,2 тыс. машин. Но даже рост экспорта не смог удержать объем выпуска в плюсе: завод в Петербурге снизил производство автомобилей в 1,4 раза, до 88 тыс. штук. Выпуск Nissan также упал: на 39%, до 19,6 тыс. машин.
Экспорт не сможет значительно поддержать выпуск российских автозаводов — из-за небольших объемов и общего снижения спроса на рынках, считает Дмитрий Бабанский. При этом ситуация с внутренним спросом также остается сложной: несмотря на отложенный спрос и существенную господдержку, в июне рынок легковых и легких коммерческих автомобилей упал на 14,6%.