Эпоха посещения
Лувр открылся после карантина
После 110-дневного карантина открылась для посетителей стеклянная пирамида Лувра — ворота в крупнейший музей Франции и мира. Это важное и символическое событие для культуры, экономики, туризма. Однако, как убедился корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов, первый же день работы показал, что не скоро главные мировые музеи вернутся к докризисной ситуации.
Еще в прошлом году Лувр пообещал пускать посетителей только по электронной записи. Схема, опробованная на выставке Леонардо да Винчи, стала после карантина обязательной для постоянной экспозиции. Билеты заказываются на определенное время — с разницей в полчаса. В зависимости от этого у стеклянной пирамиды в парадном дворе музея выстраиваются три очереди. Не прежние бесконечные, но и не совсем короткие и быстрые. Купить билет и тут же войти удастся только в том случае, если не все места разобраны заранее.
Лувр — самый посещаемый из европейских художественных музеев. Сюда приходит почти 10 млн человек в год.
В 2018-м и 2019-м его работники жаловались, что, несмотря на постоянные перестройки и расширения, сверхмузей все равно переполнен посетителями. Если бы они знали, что им предстоит в нынешнем марте.
«Мы ожидаем в лучшем случае 20–30% обычных летних цифр посещаемости»,— говорит директор Лувра Жан-Люк Мартинез. Он считает, что и за год в целом Лувр примет лишь 20% от прошлогоднего количества посетителей. Это и понятно: большую их часть составляли туристы. Сейчас нет ни американцев, ни китайцев, ни бразильцев, нет и русских. Пока все они не вернутся в Париж, музей будет работать преимущественно для европейцев. Вокруг меня в получасовой очереди звучит французская, немецкая, испанская, финская речь, но необычно мало английской. Британцев до 10 июля удерживает карантин. Посетители — типичные туристы с детьми, детям на всех языках обещают «Джоконду».
Главная картина Лувра принимала все эти годы 80% посетителей музея. Отдохнуть ей не приходится и сегодня. Очередь, растворившаяся было после входа, почти в полном составе выстраивается в зале, где висит «Портрет Моны Лизы» Леонардо да Винчи. К нему ведут две извилистые дорожки, как к будке пограничника, разве что без указаний «Паспорта ЕС» и «Все паспорта». Единственная надпись напоминает, что в зале вокруг висят другие шедевры и их можно посмотреть, но кому это интересно. Очередь прицельно к картине, селфи перед «Джокондой» — и главное в музее, считайте, сделано. Но хотя бы не надо, как год назад, работать локтями, чтобы взглянуть на нее.
Зато в других залах непривычно мало народу. Ситуация, уже много лет невиданная в Лувре, точно двадцать или тридцать лет назад, когда в музей можно было ходить, не опасаясь ни толп, ни карманников, отводя несколько дней для внимательного знакомства с коллекциями.
«Санитарный кризис — возможность для нас завоевать домашнюю публику»,— считает господин Мартинез.
К тому же это возможность провести работы, остановленные на время карантина. Около трети коллекций сейчас закрыто. Это французская скульптура Средневековья и Ренессанса, а также коллекции примитивного искусства, ставшие сейчас слишком уж актуальными. Все равно посещаемость вернется к прошлогодним рекордам, как считают в Лувре, не раньше чем года через два-три. Туристический пик ожидается в 2024 году, когда в Париже откроется Олимпиада. На октябрь перенесены музейные выставки, которые должны были открыться весной. Это подготовленная вместе с венской Альбертиной «Альбрехт Альтдорфер» и «Тело и душа. От Донателло к Микеланджело» при участии миланской пинакотеки Кастелло-Сфорцеско.