«Фиксики» учат китайский
Шоу с героями мультфильма продано за границу
ГК «Рики» договорилась о крупной сделке по продаже российской анимации за рубеж. Китайская Tencent (акционер Mail.ru Group) приобрела у нее права на онлайн-показ будущего сезона сериала «Фиксики» и адаптацию формата для китайского рынка более чем за 100 млн руб. Адаптация может облегчить новому сезону мультфильма путь на китайское телевидение с учетом его зарегулированности.
ГК «Рики» продала интернет-права на новый сезон «Фиксиков» китайской корпорации Tencent Video, рассказал “Ъ” представитель «Рики». В сделку вошли 52 будущих эпизода сериала, которые будут произведены в 2020–2022 годах, и права на производство костюмированного шоу «Фиксикилаб» для китайского рынка. «Мультфильмы будут оперативно переводиться на китайский язык и выходить почти одновременно с российским оригиналом»,— заявила продюсер «Фиксиков» Юлия Софронова.
«Фиксиков» выпускает студия «Аэроплан», о ее покупке ГК «Рики», чьим основным брендом были «Смешарики», объявила в феврале. Tencent Video специализируется на онлайн-видео и входит в корпорацию Tencent (владеет в том числе мессенджером WeChat, социальной сетью Qzone, долей в Mail.ru Group и др.). Она получает эксклюзивные онлайн-права на территории Китая до 2025 года на онлайн-платформах.
В рамках сделки Tencent купила права на выпуск 26 эпизодов детского шоу с героями мультфильма «Фиксикилаб». Производить шоу по ее заказу будет телеканал Hebei TV, Tencent получит права на его распространение онлайн, а в случае продажи шоу на другие телеканалы в Китае «Рики» будет получать роялти как правообладатель, пояснила Юлия Софронова. «Рики» будет контролировать темы, сценарии и костюмы в китайском шоу, добавила она. На шоу приходится 10% суммы сделки, 90% — на сериал.
Сумму в «Рики» не называют, отмечая, что это «самый крупный контракт» в международной дистрибуции «Фиксиков». Источники “Ъ” оценивают ее более чем в 100 млн руб.
Это большая, но не самая крупная сделка для российских аниматоров. «Мы имеем пул похожих сделок на зарубежных рынках, которые в разы превышают предполагаемую сумму»,— говорит гендиректор Animaccord (бренд «Маша и Медведь») Владимир Горбуля. Возможно, сумма определяется сроком эксклюзивного владения правами на территории Китая, полагает руководитель коммерческого управления киностудии «Союзмультфильм» Владимир Чибисов. Tencent Video — один из крупнейших партнеров российских аниматоров, практически у всех есть с ним контракты, констатирует гендиректор «Ноль плюс медиа» (бренды «Сказочный патруль» и др.) Александр Саблуков.
Это распространенный в мире тип preorder-покупки (по предзаказу) с эксклюзивом под свой рынок, указывает господин Горбуля, но учитывая права на шоу, которое, возможно, выйдет на телевидении, у «Рики» меньше барьеров для экспансии в Китае, где сильно защищается локальное производство.
«Попасть на китайское телевидение зарубежным проектам можно только через цензурный комитет, а это непросто»,— подтверждает собеседник “Ъ” в крупной анимационной студии.
Главная выгода сделки может заключаться не столько в продаже прав, сколько в будущей прибыли от продажи лицензий, которые составляют основную часть доходов у анимационных брендов, рассуждает гендиректор компании «Экспоконтент» Александра Модестова. Костюмированные шоу вроде «Улицы Сезам» дешевле и быстрее в производстве, чем анимация, при этом они сильно влияют на лицензионные доходы, когда есть и мультфильм, и шоу на разных площадках, отмечает она. Управляющий директор «Рики» Марк Завадский уточнил, что группа действительно рассчитывает на развитие лицензионной программы в Китае и планирует сотрудничать с Alibaba; у «Фиксиков» и «Малышариков» уже есть несколько китайских лицензиатов по игрушкам и книгам. Впрочем, предупреждает Александра Модестова, Китай остается одной из самых непрозрачных стран для продажи лицензий.