Пармезанщина тоже не решение
Минфин предлагает бороться с «запрещенкой» отдельной правительственной комиссией
Минфин предлагает Белому дому решить проблему «санкционки» — отдельных видов продовольствия из Европы, включая хамон и пармезан, запрещенных в ходе кампании «контрсанкций» 2014 года, и, шире, в целом запрещенной к обороту в России потребительской продукции созданием отдельной правительственной комиссии. Проект постановления правительства о ней, опубликованный ведомством для общественного обсуждения, признает основной проблемой реализации контрсанкционных мер в РФ недостаточную согласованность действий чиновников. Именно для ее преодоления Минфин предлагает создать координационный орган высокого уровня. Предложенная конструкция должна освободить чиновников от обширной переписки, которая затягивает согласования тех или иных решений — вместо этого они будут приниматься голосованием на заседаниях комиссии. Информационно-аналитическим обеспечением этой работы финансовое ведомство предлагает загрузить ФТС.
Минфин предлагает создать отдельную правительственную комиссию по противодействию незаконному ввозу и обороту в России товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения. Проект постановления правительства об этом подготовлен и опубликован ведомством на regulation.gov.ru. Основной проблемой борьбы с «запрещенкой» Минфин, судя по пояснительной записке к проекту, видит недостаточную согласованность действий чиновников и то, что «выработка требуемых решений» вязнет в одновременной переписке сразу большого количества ведомств.
Общую конструкцию межведомственного взаимодействия Минфин видит следующим образом: комиссия во главе с одним из вице-премьеров станет координирующим органом борьбы с «запрещенкой» на уровне правительства и будет вырабатывать согласованные меры и единые подходы по их реализации, а также предложения, которые потом будут представляться на рассмотрение Белого дома.
Необходимость в письменном согласовании тех или иных решений по недопущению ввоза «запрещенки», видимо, отпадет — приниматься они будут прямо на заседаниях голосованием, после чего станут обязательными для всех задействованных в этой работе госорганов.
При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий, несогласные смогут письменно представить свои возражения, которые будут отражены в протоколе и докладе премьер-министру.
Напомним, что еще в 2014 году правительство во исполнение указов президента после первой волны международных санкций против РФ из-за присоединения Крыма утвердило обширные списки «запрещенки», в которые попали в основном продовольственные товары из Европы («запрет хамона и пармезана») и США. Позднее запреты вводились на товары с Украины и Турции (в последнем случае он был снят при исчерпании внешнеполитического конфликта). Полноценно реализовать запрет Белому дому так и не удалось — ввоз санкционных товаров продолжался, хотя продукцию, которая в итоге «проникла» в Россию, уничтожают: всего с начала действия эмбарго до конца 2019 года изъято и уничтожено 32,9 тыс. тонн запрещенного продовольствия.
Однако сообщения о выявлении таких товаров на полках магазинов появляются до сих пор.
В связи с этим российские ведомства уже не раз поднимали вопрос об усилении контроля за ввозимой продукцией для недопущения таких поставок — в декабре 2019 года Минфин даже предлагал предоставить ФТС право оборудовать спецсигналами автомобили, задействованные в работе мобильных групп по борьбе с провозом «санкционки». В реальности же в силу отсутствия таможенной границы между Россией и Белоруссией значительная часть таких товаров ввозилась именно через эту страну — посредством реэкспорта. Беспокоил Белый дом и вопрос попадания на российский рынок по той же причине товаров ВТО, ввезенных в Казахстан — страна присоединилась к организации позже РФ и ее импортные тарифы на ряд пунктов товарной номенклатуры ниже, однако обеспечить взимание «доплаты» до российского уровня в отсутствие таможни между странами было затруднительно. Одной из инициатив, обсуждавшихся в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), была идея скоординированного контроля движения товаров со стороны таможен «пятерки» в дополнение к соглашению о механизме прослеживаемости товаров в ЕЭАС, которое не обязывает таможенные службы автоматически делиться информацией (см. “Ъ” от 20 февраля).
В проекте создания новой правительственной комиссии Минфин отмечает, что ей потребуется «как можно более полный и оперативный доступ к информационно-аналитическому массиву», на основании которого чиновники могли бы оценивать влияние различных факторов на эффективность противодействия ввозу запрещенных товаров. Для этого организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии предлагается возложить на ФТС, которая будет аккумулировать необходимую информацию.
Актуальность усиления борьбы с оборотом «запрещенки» Минфин никак не комментирует, объясняя разработку проекта прошлогодним поручением премьер-министра Дмитрия Медведева, и вопроса о том, существует ли вообще этот рынок в условиях практически закрытого международного сообщения и падения доходов населения, не обсуждает. Документ официально размещен профильным замглавы департамента таможенной политики и алкорынка Минфина Алексеем Волковым, срочный (без предварительного уведомления) порядок обсуждения проекта одобрен статс-секретарем Минфина Алексеем Сазановым.
Повышение уровня координации борьбы с «запрещенкой» до отдельной правительственной комиссии, отметим, успеха в борьбе с идеологически невыдержанным продовольствием не гарантирует.
Так, созданная одновременно с введением контрсанкций правительственная комиссия по импортозамещению, несмотря на высокий статус, в первые же годы своей работы так же увязла во внутренних согласованиях возможных замен импортных позиций в крупных инвестпроектах компаний и последующих пересмотрах самих проектов. В итоге Белый дом вынужден был пересмотреть свою позицию, открыв возможность установления отраслевых квот на госзакупки импорта, чтобы обеспечить рентабельность хотя бы отдельным, уже модернизированным отраслям промышленности.