Инвесторы сплавляют лишние деньги
Цены на золото обновили девятилетний максимум
Цены на золото на мировом рынке стремительно преодолели уровень $1800 за тройскую унцию, с начала года котировки выросли более чем на 20%. Риски второй волны коронавируса, обострение отношений США и Китая, а также масштабная денежная подпитка развитых экономик подхлестнули спрос.
По данным агентства Reuters, в среду 8 июля котировки золота на спот-рынке обновили максимум с сентября 2011 года, достигнув отметки $1817,71 за тройскую унцию. С конца прошлого года цена на золото выросла более чем на 20%, опередив по темпам роста многие финансовые инструменты и индексы.
Факторы, поддерживающие спрос на защитный актив, остаются прежними. Среди них участники рынка выделяют риски второй волны пандемии COVID-19, напряженные отношения между США и Китаем, а также кризисное состояние экономик развитых стран после жестких карантинных мер. Кроме того, по словам главного аналитика ПСБ Романа Антонова, политика низких процентных ставок и неограниченное предоставление ликвидности со стороны центральных банков стимулирует приток средств инвесторов в золото.
По оценке Bank of America, объем мер монетарного стимулирования к середине года достиг $9,27 трлн, объем фискального стимулирования — $11,36 трлн.
Наибольшие программы стимулирования были в США ($6,4 трлн), Евросоюзе ($3 трлн) и Японии ($2,1 трлн). Как отметила стратег Сбербанка по операциям на товарно-сырьевых рынках Мария Красникова, накануне, после заявлений вице-председателя ФРС Ричарда Кларида о том, что «лимита для покупок гособлигаций нет», котировки фьючерсных контрактов достигли отметки $1800 за унцию (см «Ъ-Онлайн» от 7 июля).
Основными покупателями драгметалла выступают золотые биржевые фонды (ETF). По данным World Gold Council, чистый приток в них в первом полугодии достиг 734 тонн ($39,5 млрд), что значительно превышает предыдущий рекорд как в тоннаже (646 тонн в 2009 году), так и в деньгах ($23 млрд в 2016 году). Только в июне фонды получили прибавку в 104 тонны. Как отмечает Мария Красникова, 95% ETF расположены в США и Европе, то есть это инвесторы развитых стран. Руководитель направления перспективных исследований Julius Baer Карстен Менке указывает, что спрос на защитные активы был самым высоким в странах, наиболее сильно пострадавших от коронавируса (США и Великобритания), и был намного слабее в странах, которые успешно сняли карантинные меры (Германия и Швейцария). Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов обращает внимание и на высокий спрос со стороны физических лиц. В частности, США с марта по май импортировали 20 млн унций золота, что в несколько раз превышает средние исторические уровни.
Вместе с тем цены на другие драгоценные металлы демонстрируют менее впечатляющую динамику. Активно растет в цене в последнее время лишь серебро, однако с начала года оно подорожало менее чем на 5%. Котировки платины больше месяца держатся на уровне начала года, а стоимость палладия с начала года снизилась на 11%. Как отмечает Роман Антонов, рост стоимости золота не связан с промышленным спросом, от которого зависят ценовые условия на рынке палладия (гибридные автомобили) и серебра (электроника). При этом серебро также расценивается как защитный актив, поэтому в отличие от палладия растет в цене. Платина же зависима от спроса на ювелирные украшения, который в связи с коронавирусом серьезно просел, отмечает эксперт.
Участники рынка ожидают дальнейшего роста цен на золото в краткосрочной перспективе.
Как указывает Мария Красникова, ликвидности для поддержания инвестиционного спроса на рынке достаточно, «другие защитные активы менее привлекательны в инвестиционных целях». Борис Красноженов считает, что в ближайшие три-четыре месяца цены могут «оставаться в диапазоне $1800–2000 за унцию при нормализованном сценарии».