Сирийскую помощь не поделили в Нью-Йорке
Совбез ООН не договорился о продлении гуманитарных поставок Дамаску
Россия и Китай наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН по продлению трансграничных операций по доставке гуманитарной помощи Сирии. Голосование в Совбезе выявило фундаментальные разногласия между ведущими мировыми державами по вопросу о том, как продолжать международные гуманитарные операции в стране после начала девятилетней гражданской войны. По мнению России и Китая, предложенный Германией и Бельгией проект резолюции Совбеза сохраняет устаревшую модель помощи Сирии, которая игнорирует произошедшие в стране радикальные перемены и лишает Дамаск возможности восстанавливать контроль над своей территорией.
Бельгийско-германский проект резолюции, которая регулирует трансграничные операции по доставке гуманитарной помощи Сирии, предусматривал продление действия принятой в 2014 году резолюции 2165 Совета Безопасности ООН. Срок ее действия истекал 10 июля.
Резолюция Совбеза, открывшая «зеленый свет» поставкам международной гуманитарной помощи в Сирии, была принята шесть лет назад, в разгар боевых действий, когда Дамаск не контролировал значительную часть территории страны и само сирийское государство находилось на грани коллапса. С тех пор ежегодно международное сообщество продлевало упрощенный режим доставки гуманитарных и медицинских грузов в Сирию, которые поступали в страну с территории соседних государств, прежде всего из Турции, а также Ирака и Иордании, через пограничные пункты пропуска «Баб-эс-Салям», «Баб-эль-Хава», «Эль-Ярубия» и «Аль-Рамта».
Однако в этом году впервые за шесть лет договориться о продлении мандата действующих в Сирии гуманитарных организаций ООН и их партнеров до 10 июля 2021 года так и не удалось. Как заявил председательствующий в Совбезе постпред Германии Кристоф Хойсген, в ходе состоявшегося в Нью-Йорке во вторник голосования два постоянных члена Совбеза, обладающие правом вето, Россия и Китай, проголосовали против проекта резолюции, предложенного Бельгией и Германией, в то время как остальные 13 членов СБ ООН резолюцию поддержали.
Разногласия по поводу того, необходимо ли и дальше придерживаться прежней схемы гуманитарных поставок в Сирии, впервые вышли на поверхность в прошлом году. Тогда Москва призвала западных партнеров пересмотреть текст резолюции шестилетней давности и внести в него коррективы в соответствии с теми радикальными переменами, которые произошли в стране.
Позиция российской стороны состоит в том, что после разгрома террористических группировок и возвращения значительной части сирийской территории под контроль Дамаска сирийские власти получили возможность самостоятельно доставлять туда гуманитарную помощь, в то время как потребность в сохранении всех ранее действовавших четырех контрольно-пропускных пунктов отпала. В связи с этим Москва четко дала понять: дальнейшие гуманитарные поставки в Сирию в обход правительства Башара Асада неприемлемы. Гуманитарное содействие должно осуществляться в координации с Дамаском, в соответствии с международным гуманитарным правом.
В январе этого года Совбез ООН принял резолюцию Бельгии и Германии о продлении действия гуманитарных поставок в Сирию еще на полгода, при этом число КПП было решено сократить с четырех до двух (действующими остались находящиеся на границе с Турцией пункты «Баб-эс-Салям» и «Баб-эль-Хава»). Предыдущая резолюция, которую поддержали Москва и Пекин, стала результатом непростого компромисса, учитывающего российскую и китайскую позицию.
Однако добиться еще одного компромисса и договориться о сохранении единственного контрольно-пропускного пункта «Баб-эль-Хава» на границе с Турцией в ходе переговоров, продолжавшихся с января по июнь, так и не удалось.
Западные партнеры обвинили Москву в политизации проблемы гуманитарных поставок в Сирию, в связи с чем в бельгийско-германском проекте резолюции так и остались два КПП — «Баб-эль-Хава» и «Баб-эс-Салям».
Учитывая, что переговоры зашли в тупик, Москва вместе с Пекином воспользовались своим правом вето.
В этой ситуации Москва заявила о намерении предложить свой, альтернативный проект резолюции Совбеза по продлению трансграничного механизма оказания гуманитарной помощи Сирии на полгода, в котором фигурирует лишь один контрольно-пропускной пункт — «Баб-эль-Хава», находящийся в самой проблемной с точки зрения безопасности провинции Идлиб.
«В связи с тем, что размер подконтрольной террористам территории Идлиба сократился на 30%, уверены, что этого КПП будет достаточно для того, чтобы удовлетворить все гуманитарные потребности проживающих на этой территории людей»,— разъяснил смысл российского предложения постпред РФ при ООН Василий Небензя. По словам господина Небензи, необходимость во втором пункте «Баб-эс-Салям», также находящемся на границе с Турцией, отпала в связи с тем, что через него «осуществлялось лишь 14% от общего объема трансграничных гуманитарных поставок в Идлиб».
«Голосование в Совбезе выявило сохраняющиеся фундаментальные разногласия в подходах ведущих мировых держав к вопросу о том, как продолжать международные гуманитарные операции в Сирии после начала девятилетней гражданской войны. В то время как Москва выступает за постепенный переход гуманитарных поставок под контроль Дамаска, ее западные партнеры пытаются сохранить прежний механизм гуманитарных поставок, рассматриваемый ими как скрытый рычаг давления на сирийские власти и способ лишить их возможности восстанавливать контроль над своей территорией»,— пояснил “Ъ” директор Центра политических исследований Андрей Федоров.