Ничейные улицы попали в суд

Горожане просят власть зарегистрировать дороги

В Ульяновске суд займется выяснением, почему дороги города не учтены как муниципальная собственность. С иском к мэрии Ульяновска обратился представитель неформального сообщества архитекторов и юристов «Третья сила» Алмаз Кучембаев, требующий обязать администрацию города включить в реестр муниципальной собственности 41 улицу города. Депутаты гордумы утверждают, что знают о проблеме и не раз говорили об этом чиновникам мэрии, однако дело так и не сдвинулось с места. В мэрии называют иск «нормальной работой», отмечая, что он только поможет устранить недостатки. Эксперты считают, что есть все шансы на удовлетворение иска, но не уверены, что решение суда будет исполнено.

Фото: Титов Сергей Олегович, Коммерсантъ

Во вторник Ленинский районный суд принял к рассмотрению иск участника неформального сообщества архитекторов и юристов «Третья сила» (занимаются проблемами генплана, землепользования, архитектуры и др.) Алмаза Кучембаева к мэрии Ульяновска. Истец просит признать незаконным бездействие администрации Ульяновска и управления дорожного хозяйства и транспорта, которые не внесли в реестр муниципальной собственности 41 улицу Ленинского и Железнодорожного районов, которыми он постоянно пользуется как пешеход и автомобилист. Истец требует обязать мэрию в течение трех месяцев с момента решения суда обеспечить законную регистрацию дорог Ульяновска с размещением информации в публичном реестре.

Как поясняется в иске, в соответствии с постановлением главы Ульяновска от 07.03.2006 г. № 491 «городские автомобильные дороги являются собственностью муниципального образования». В то же время они являются недвижимым имуществом, а значит, «должны стоять на кадастровом учете и быть зарегистрированы в ЕГРН», однако в реестре муниципальной собственности (на сайте городского управления имущественных отношений) ни одной улицы или дороги города нет, и «фактически улицы без зарегистрированных на них прав являются бесхозяйным имуществом», сообщает истец. Все это, по его мнению, «создает предпосылки к нарушению норм законодательства, препятствия к осуществлению госконтроля за состоянием дорог, влияет на безопасность дорожного движения.

Суд назначил заседание на 21 июля, решив также привлечь в качестве третьего лица управления Росреестра по Ульяновской ­области.

В беседе с „Ъ“ юрист Алмаз Кучембаев пояснил, что «если строго посмотреть законодательство по дорогам, то получается, что дороги должны строиться и ремонтироваться как объекты капитального строительства — с проектами, разрешениями, землеотводами, но городу, видимо, в целях экономии средств, это ни к чему — он просто закатывает асфальт на какую-то поверхность». Ссылаясь на данные, полученные от депутатов, юрист отмечает, что у города есть некий «серый реестр», где указаны те или иные улицы, не поставленные на кадастровый учет. «Но когда тот или иной житель идет с претензиями, почему не ремонтируется та или иная дорога, они отвечают, что она вообще у них не в реестре. Именно поэтому когда прокурор, требуя через суд произвести ремонт той или иной дороги, он первым требованием ставит внесение дороги в реестр муниципальной собственности. Потому что заставить отремонтировать то, что официально не принадлежит городу, невозможно»,— сказал господин Кучембаев. По его мнению, полноценный реестр муниципальной собственности — это основа формирования бюджета и обязательности работ по всем объектам. «Официальная регистрация всех улиц обеспечит открытость реестра и контроль за состоянием дорог, исключит возможность самозахвата. Если бы улица Льва Толстого, занятая Суворовским училищем, была не только в генплане, но и в кадастре, то и спор с военными был бы намного проще»,— добавил Алмаз ­Кучембаев.

Он считает, что если суд удовлетворит его требование, то дальше необходимо будет решать вопрос системно и добиваться регистрации всех дорог города. Но этим, по его мнению, уже должна будет заняться прокуратура.

Заметим, подобный иск с таким количеством улиц для Ульяновской области подается впервые и в случае его удовлетворения может стать прецедентом. В то же время иски прокуратуры с требованиями внести конкретную дорогу в реестр муниципальной собственности, а затем отремонтировать ее уже подавались в регионе неоднократно. Анализ ситуации по России показывает, что единичные подобные иски от прокуратуры подавались в некоторых других регионах (к примеру, в Иркутской области) и решались в пользу истца.

Судя по всему, мэрия принципиально может согласиться с позицией истца. Исполняющая обязанности руководителя управления имущественных отношений города Елена Черкас в беседе с „Ъ“ назвала иск «нормальной работой». «Когда составлялся реестр муниципальной собственности в начале девяностых годов, могли что-то и упустить. И это хорошо, что подан иск — так мы быстрее разберемся с недоработками»,— сказала госпожа Черкас.

Впрочем, председатель профильного комитета гордумы Дмитрий Плохих сказал „Ъ“, что гордума «давно знакома с этой проблемой». «Мы эти вопросы неоднократно поднимали, в том числе и по незарегистрированным дорогам путепроводов и мостов. Это больная тема, но вопрос никак не сдвигался. Я полагаю, проблема в финансах. Пока дороги официально нет, то и спрос не такой, иногда можно не убрать и не почистить. А недостаток бюджета очень серьезный»,— сказал господин Плохих, заметив, что теперь стоит заняться проблемой новому составу ­гордумы.

В прокуратуре Ульяновской области иск господина Кучембаева поддерживают. «Безусловно, все дороги внутри города должны быть поставлены в реестр муниципальной собственности, чтобы органы МСУ выполняли свои обязанности по содержанию и ремонту дорог. И органы прокуратуры не раз уже заставляли выполнять эту работу через суд. И то, что кто-то в частном порядке подает такой иск, это прекрасно»,— сказал старший помощник прокурора области Василий Зима.

Ульяновский адвокат Григорий Каленов считает иск «интересным» и полагает, что «перспективы его неплохие». «Любые объекты должны иметь своего хозяина, это однозначно. Но вот будет ли исполнено решение суда, сказать трудно, потому что на все кадастровые работы потребуются средства, а когда их не хватает, город сначала направляет их на то, чтобы хотя бы успеть почистить или отремонтировать»,— сказал адвокат.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента