Кофе, стрижка и авто
Как малый и средний бизнес развивает креативные индустрии
Экономику любого города, будь то мегаполис или тот, где живет менее 100 тыс. человек, невозможно представить без малого и среднего предпринимательства. Именно этот сектор благодаря своей адаптивности позволяет создавать креативные и полезные для горожан проекты. “Ъ” поговорил с предпринимателями, которые используют в своем бизнесе нестандартные подходы.
Цветы на Тишинке
На одной из улиц Москвы в районе Тишинки на первом этаже жилой пятиэтажки располагается цветочная лавка «История одного букета» и летняя веранда Bollo, ставшие центром притяжения для жителей окрестных домов. Основатель проекта Сурен Мартиросян рассказал, как ему удалось создать коммерчески успешное культурное явление районного масштаба.
«Когда-то я работал юристом в сфере недвижимости, и у меня возникло желание создать собственный бизнес. В это же время я покупал цветы для своей девушки у одного и того же человека, с которым нас связывало в том числе и общение. Так получилось, что однажды он пришел с предложением открыть совместно цветочный магазин»,— рассказывает предприниматель.
Среди основных критериев было не просто создание цветочного магазина, но открытие мастерской и места, куда люди заходят по дороге домой, даже если им сегодня не нужны цветы, продолжает он. Под открытие было выбрано помещение площадью 80 кв. м на Васильевской улице, дом 2, где уже 15 лет и мастерская, и кафе. Развитие проекта происходило без бизнес-плана, а выбранная концепция сработала в качестве магнита для творческих людей, количество которых к концу первого года существования лавки оказалось даже избыточным.
Со временем предпринимателю и команде удалось достичь баланса между творчеством и бизнесом.
Коммерческая часть — поиск поставщиков цветов, логистика и продажи — позволяла держать в тонусе креативное пространство, уверен господин Мартиросян. «Так, год за годом выросло коммьюнити, потом внутри нашей лавки мы построили искусственный прудик с рыбками, куда постоянно приходили люди с детьми. В какой-то момент мы поставили для них диванчик, начали готовить кофе, установили печку, в которой пекли печенье — все это предлагалось бесплатно и лишь дополнением к лавке. У нас даже не было соответствующей вывески, однако вместе с постоянными посетителями к нам заглядывали в том числе туристы. С коммерческой точки зрения создание кафе звучало как безумная идея»,— продолжает основатель кафе.
Так, в 2016 году на Васильевской улице появилось Bollo, которое довольно быстро превратилось из четырех столиков внутри помещения в просторную летнюю веранду.
Теперь кафе генерирует основную выручку летом, «История одного букета» — в остальное время.
Вывеска кофейни появилась уже после того, как она стала популярной, 80% аудитории — жители района Тишинки, объясняет Сурен Мартиросян. Утром эти люди приходят выпить кофе и поболтать в пижамах, позднее возвращаются в вечерних нарядах, чтобы послушать концерт, добавляет он. «Здесь случилось явление районного масштаба. У нас очень демократичные цены, из-за этого на веранду сесть сейчас практически невозможно»,— комментирует предприниматель.
Оглядываясь на соседние жилые дома, Сурен Мартиросян признает, что здание, где располагаются их кофейня и цветочная мастерская, могло бы оказаться таким же. Сейчас проект уже живет своей жизнью, команда лишь сохраняет и несколько корректирует вектор развития. Во время пандемии вируса COVID-19 компания работала только на обслуживание онлайн-заказов, государство субсидировало по 24 тыс. руб. на каждого сотрудника за два месяца простоя, кроме того, сейчас они оформляют заем под 2% годовых, который пойдет под развитие интернет-магазина, добавляет предприниматель: «Пандемия показала всю важность онлайн-продаж, которые у нас были очень слабо развиты до этого момента. Мы понимаем, что для этого нужны довольно большие финансовые вливания. И как раз в этих целях решили обратиться в МСП-банк для получения льготного кредита под 2%. Всем условиям программы соответствуем. Сейчас мы собираем необходимый пакет документов. Так что будем продолжать делать новые букеты — не только из цветов, но и из новых идей».
Бьюти-коворкинги дал работу мастерам
В 2017 году в Казани открылся первый в России бьюти-коворкинг, предлагающий свою инфраструктуру и помещения представителям индустрии красоты с почасовой оплатой. Формат предполагает, что рабочие места сдаются от одного часа и до бесконечности. Это значит, что арендовать площадку может как самозанятый мастер, так и индивидуальный предприниматель или даже сеть, например, массажных центров. Такие объекты становятся центрами притяжения людей разного возраста, категорий и даже возможностей — в Indi работают в числе прочего и люди с ограниченными возможностями здоровья, рассказывает соосновательница сети Элина Исмаилова.
Каждая точка делится на различные кабинеты — эконом, средней ценовой категории и люкс, стоимость часовой аренды варьируется от 300 до 1 тыс. руб., продолжает она. Кроме того, доступны и места в оупен-спейсах от 100 руб. Долгосрочные отношения рассчитываются по другой ставке.
В среднем площадь каждого коворкинга варьируется от 100 до 700 кв. м в зависимости от города и района, где он располагается.
В США такой формат уже существует продолжительное время, рассказывает Элина Исмаилова. Российские коворкинги арендуют площадки в уже существующих объектах, в основном в торгцентрах. Сейчас в России работает восемь объектов Indi, еще восемь находятся на стадии строительства или ремонта, продолжает госпожа Исмаилова. География экспансии — Москва, Красноярск, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону, Омск.
Пандемия вируса COVID-19 и последовавшие из-за нее ограничения по всей стране лишь форсировали развитие коворкингов: во время карантина многие мастера попробовали работать на дому и осознали, что могут справиться и без салонов, рассказывает Элина Исмаилова. По оценкам участников рынка, российский рынок салонов красоты уже потерял около 27% объектов, добавляет предприниматель, кроме того, порядка 1% населения страны официально работает в индустрии красоты. «Оказавшись без работы этой весной, многие смогли освоить профессию, например, мастера ногтевого сервиса, а удобнее площадки, чем коворкинги, сейчас не существует»,— продолжает она.
Такие коворкинги после открытия также становятся локальным местом притяжения молодежи, говорит предпринимательница. «Мы работаем в формате поколения Z (родившиеся после 1995 года), которое привыкло к большей самостоятельности. Здесь же, пользуясь созданной нами для этого инфраструктурой, они учатся, в том числе продвижению, проводят онлайн-вебинары и планируют собственные онлайн-курсы»,— перечисляет Элина Исмаилова.
К концу года сеть Indi планирует вырасти примерно до 36 объектов, в будущем, предполагает госпожа Исмаилова, бьюти-коворкинги займут до 20% всего отечественного рынка индустрии красоты.
«Количество нелегальных перевозчиков снизилось»
Благодаря развитию транспортной инфраструктуры повышается проходимость и пропускная способность улиц, что сказывается и на городской коммуникации: от скорости поставок в магазины и кафе до чувства безопасности местных жителей во время вечерних прогулок по городу. Исполнительный директор компании «УмГород», развивающей модули для интеллектуальной аналитической системы «УмТранспорт», Дамир Кадырбаев рассказывает, что придуманные им системы позволяют изменить подход к транспортной проблеме.
«Умные» остановочные пункты, созданные предпринимателем, оснащены лавочками с подогревом, зарядными устройствами для мобильных телефонов и планшетов и городскими навигаторами — сенсорные экраны позволяют посмотреть и рассчитать маршрут, узнать время ожидания до прихода общественного транспорта; остановки также оборудованы кнопками вызова экстренных служб. Кроме того, в них установлены видеокамеры, распознающие и анализирующие проезжающий мимо транспорт. С их помощью город получает возможность в автоматическом режиме отслеживать нелегальные маршрутные такси и пункты их следования, а также различные нарушения правил перевозок среди авторизованных перевозчиков, перечисляет Дамир Кадырбаев.
По его словам, за четыре месяца тестирования, автоматическая система наблюдает снижение количества нелегальных перевозчиков на пилотном маршруте, часть из них легализуется, что также влияет на наполняемость городского бюджета. Конечная оценка эффективности проекта будет дана к 1 августа.
В интеллектуальную транспортную систему входят и светофоры, позволяющие регулировать трафик в зависимости от времени дня, погодных условий и загруженности дорог.
Эти решения помогают снизить нагрузку на дороги и улучшить движение транспорта как минимум на 10%, продолжает господин Кадырбаев. Распределение трафика позволяет следить и за выбросами вредных веществ.
«Когда речь идет об интеграции сервисов в рамках городской экономики, всегда полезно иметь сравнительный анализ эффектов от реализованных проектов. При этом речь в первую очередь идет о социальном эффекте — насколько разработки будут полезны и востребованы людьми, становится ли городская среда более качественной»,— говорит Дамир Кадырбаев.
В конце 2019 года правительство РФ начало распределять по регионам субсидии на внедрение интеллектуальных транспортных систем. Городам необходимы решения, автоматизирующие процесс управления дорожным движением в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Программа реализуется в рамках проекта «Общественные меры развития дорожного хозяйства» на 2020–2022 годы. Соответствующие субсидии, в общей сложности 25,2 млрд руб., получат 56 регионов страны.