Ким Чен Ына готовят к американским выборам
Дональд Трамп готов к новому диалогу с КНДР
Спецпредставитель США по Северной Корее Стивен Биган, продолжающий тихоокеанское турне, в четверг завершил визит в Сеул и прибыл в Токио. Переговоры в Сеуле дали старт новому раунду многосторонней дипломатии на Корейском полуострове, который призван обеспечить условия для возобновления диалога с Пхеньяном и проведения еще одной встречи президента США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына. По замыслу Вашингтона она должна состояться до президентских выборов в США. О готовности к такой встрече заявил сам Дональд Трамп. В переговорный процесс включился и Пекин: в МИД КНР напомнили, что ключ к корейскому урегулированию находится в Белом доме.
Программа трехдневного пребывания спецпредставителя США по КНДР Стивена Бигана в Сеуле была предельно насыщенной и включала в себя встречи с главой МИД Южной Кореи Кан Гён Хва, ее первым замом Чо Се Ёном, спецпредставителем МИД Южной Кореи по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Ли До Хуном и новым начальником управления национальной безопасности администрации президента Южной Кореи Со Хуном.
Свое главное заявление о намерении США добиваться возобновления переговорного процесса на Корейском полуострове, несмотря на эскалацию в отношениях между Севером и Югом и жесткую риторику Пхеньяна, Стивен Биган сделал по итогам завершившихся в среду переговоров со своим коллегой Ли До Хуном. «Соединенные Штаты решительно поддерживают межкорейское сотрудничество, и мы считаем, что это играет важную роль в создании более стабильной обстановки на Корейском полуострове»,— заявил Стивен Биган, подтвердив готовность к возобновлению диалога с Пхеньяном. По его словам, целью этого диалога должны стать «ликвидация ядерного оружия на Корейском полуострове и обеспечение светлого будущего для корейского народа».
Учитывая прозвучавшие накануне жесткие заявления северокорейских дипломатов о невозможности переговоров с Вашингтоном, главный американский куратор отношений с КНДР призвал не принимать эту риторику всерьез и ориентироваться на то, какие сигналы посылают лично Ким Чен Ын и Дональд Трамп.
В свою очередь, спецпредставитель МИД Южной Кореи по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Ли До Хун поблагодарил Стивена Бигана за его усилия и указал на то, что помимо США к переговорам по корейскому урегулированию должны подключиться другие ключевые игроки, включая Москву и Пекин. «Мы договорились продолжать взаимодействие с международным сообществом и соседними странами, включая Китай, Японию, Россию»,— заявил Ли До Хун.
Подтвердив решимость Вашингтона вернуть Пхеньян за стол переговоров, а также призвав считать точками отсчета саммиты лидеров двух стран, Стивен Биган вернул в международную повестку тему возможной новой встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына. Южнокорейские дипломаты и СМИ обратили особое внимание на слова Стивена Бигана о том, что «США готовы к переговорам и Ким Чен Ын сможет это проверить».
О готовности к новой встрече с Ким Чен Ыном заявил во вторник и сам Дональд Трамп. «Я понимаю, что они (Пхеньян.— “Ъ”) хотят встретиться, и мы бы сделали это в том случае, если бы я думал, что это будет полезно»,— заявил Дональд Трамп в интервью американской телекомпании Grey Television.
Отвечая на уточняющий вопрос о целесообразности нового саммита, президент США пояснил, что у него сложились «хорошие отношения» с северокорейским лидером и встреча с ним могла бы быть продуктивной.
Возможность проведения третьей по счету встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына подтвердил и бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. В интервью японской газете Sankei, опубликованном в четверг, принимавший активное участие в разработке новой американской политики на Корейском полуострове господин Болтон предположил, что Дональд Трамп может форсировать переговоры с Пхеньяном.
Впрочем, серьезно рассорившийся со своим бывшим боссом Джон Болтон считает, что главным мотивом такой встречи, если она состоится, станет стремление заработать политические очки на финальном отрезке избирательной гонки, записав корейское урегулирование себе в актив. «Есть вероятность, что такая встреча произойдет в октябре»,— предположил бывший советник президента Трампа, добавив, что «никакого прогресса от этого ожидать не следует, поскольку Северная Корея намерена твердо придерживаться своей ядерной программы».
Накануне своего визита в Сеул, выступая на телеконференции в Вашингтоне, Стивен Биган сообщил, что встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына до ноябрьских выборов вряд ли состоится, однако после этого президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин заявил, что возможность такой встречи обсуждается.
В условиях возобновления дипломатической активности вокруг Корейского полуострова министры обороны США, Японии и Австралии выступили с совместным заявлением, призвав Пхеньян «вернуться за стол переговоров и проявить последовательную приверженность диалогу». Министры выразили «обеспокоенность заявлением Северной Кореи о том, что она больше не считает себя связанной мораторием на ядерные испытания и запуск межконтинентальных баллистических ракет».
Впрочем, призывая Пхеньян предпринять шаги «для достижения полного, поддающегося проверке и необратимого демонтажа программ в области создания оружия массового поражения и баллистических ракет», авторы обращения обходят стороной ключевой вопрос о гарантиях безопасности КНДР в случае ее разоружения. Между тем именно этот вопрос стал камнем преткновения на предыдущих переговорах США и КНДР, которые к сегодняшнему дню зашли в тупик.
Если США и их западные союзники считают, что мяч находится на половине Пхеньяна и от него в первую очередь зависит, удастся ли разблокировать переговорный процесс, то играющий роль старшего брата Северной Кореи Китай придерживается другой точки зрения. «КНДР и США являются основными действующими сторонами этой проблемы. И именно у США находится ключ к выходу из тупика»,— заявил в среду официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь. «США должны проявлять искренность и принять конкретные меры для урегулирования законных опасений со стороны КНДР»,— добавил Чжао Лицзянь, заверив, что «Китай продолжит играть конструктивную роль в процессе политического урегулирования этой проблемы».