Россияне распробовали лекарства онлайн
Во время самоизоляции спрос в сегменте резко вырос
Введенный в регионах России из-за пандемии COVID-19 режим самоизоляции граждан ожидаемо дал толчок развитию онлайн-торговли безрецептурных лекарств. По данным Nielsen почти половина потребителей предпочитала заказывать препараты в интернете, как для самовывоза, так и для курьерской доставки на дом. Последнее стало возможным в мае. Тенденция может сохраниться, если в стране будет разрешена доставка рецептурных лекарств, считают эксперты. В этом случае, по их прогнозам, онлайн обеспечит до 40% продаж аптечных сетей.
Во время режима самоизоляции 48% россиян предпочитали покупать безрецептурные лекарства в интернете. Об этом свидетельствуют предоставленные “Ъ” Nielsen результаты исследования. В его рамках было опрошено 1 тыс. потребителей в крупных городах России. Большинство опрошенных потребителей воспользовались таким способом покупки лекарств впервые. Они говорят о более низкой стоимости препаратов по сравнению с традиционными аптеками.
Почти 56% респондентов стали реже посещать офлайн-точки.
Дистанционная торговля безрецептурными лекарствами стала официально возможна только в мае 2020 года. До этого формально разрешалось только онлайн-бронирование препаратов с возможностью забрать заказ в аптеке. Закон, легализующий доставку лекарств на дом, разрабатывался несколько лет и был предметом споров между аптечными сетями и интернет-розницей. Компании, в частности, пытались прийти к соглашению касательно технических требований к желающим доставлять лекарства. Наиболее жесткие условия предлагали участники фармацевтической отрасли, не желавшие, чтобы на рынок заходили непрофильные игроки.
В аптечной сети «36,6» подтверждают рост спроса на онлайн-бронирование и доставку безрецептурных лекарств на дом. По словам гендиректора розничного подразделения компании Александра Кузина, в условиях пандемии потребители предпочитают точно знать, что, придя в аптеку, смогут найти необходимый препарат. В марте и апреле спрос на онлайн-бронирование вырос на десятки процентов, говорит господин Кузин. Сервис «ЗдравСити» (входит в ГК «Протек»), по словам руководителя отдела электронной коммерции ЦВ «Протек» Даурена Абеуова, с начала изоляции фиксировал рост количества заказов в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 73% по сравнению с февралем 2020-го.
По мере ослабления режима самоизоляции всплеск онлайн-торговли лекарствами по всем направлениям стал проходить, уточняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Сейчас, по его данным, спрос уже упал, хотя и остается выше прежнего уровня. Продажи через онлайн-бронирование резко пойдут вниз сразу же, как только население окончательно сможет вернуться на работу, полагает эксперт.
Однако в Nielsen прогнозируют дальнейшее развитие доставки лекарств на дом. По словам директора по аналитике и консалтингу Nielsen Марины Волковой, на российском рынке уже давно есть игроки, готовые к расширению на своих маркетплейсах ассортимента за счет лекарств, и со снятием законодательных ограничений это стало логичным шагом. Некоторые не стали дожидаться и снятия ограничений. Так, еще в 2018 году доставку препаратов запустил Ozon.ru. Компания придумала схему, когда покупатель оформляет договор поручительства с курьером, забирающим заказ в аптеке. Поначалу этот подход вызвал возмущение представителей фармрозницы, которые даже пытались заблокировать сайт Ozon.ru. Но впоследствии некоторые аптечные сети сами прибегли к такой схеме.
По прогнозам Александра Кузина, в перспективе ближайших нескольких лет на долю доставки будет приходиться до 20% от всех продаж аптечных сетей. Даурен Абеуов прогнозирует, что в структуре «ЗдравСити» доля доставки не будет превышать 40%.
Этого показателя можно будет добиться в течение десяти лет при разрешении доставки рецептурных препаратов, считает Серей Шуляк. Это, добавляет он, в свою очередь, приведет к нерентабельности открытия большого количества новых точек аптечными сетями. Вероятнее всего, отмечает эксперт, к этому моменту общее количество аптек в стране перестанет расти.