Банковским клиентам расскажут об отмывании
В блокировке счетов появится мотивировочная часть
Госдума приняла в первом чтении поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ), которые должны исключить отказ в проведении операций или блокировку счетов по формальным причинам банками. Эксперты указывают на пробелы в принятой версии и опасаются, что в таких формулировках данный проект может только ухудшить ситуацию. В ЦБ поддерживают законопроект, считая, что он снизит регуляторную нагрузку. Банкиры считают проект излишним и уверяют, что уже раскрывают клиентам причины отказа по запросу.
Госдума 9 июля в первом чтении приняла законопроект, который предполагает внесение правительственных поправок в 115-ФЗ. Они, в частности, предполагают запрет на немотивированную блокировку счета и отказ в проведении операций клиентам в рамках антиотмывочного законодательства. Как ранее пояснял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, поправки направлены на то, что «банки не смогут без объяснения причин расторгнуть договоры или отказаться от совершения операций по указанию клиента». Данное нововведение коснется как юридических, так и физических лиц.
Сейчас банки при подозрении, что действия клиента совершаются с целью легализации преступных доходов или финансирования терроризма, вправе блокировать счета и отказывать в проведении операций без раскрытия причин своего решения. Если данный проект будет принят, кредитные организации будут обязаны в срок не позднее пяти рабочих дней предоставить «аргументированные разъяснения о причинах принятия таких решений».
Клиенты, которым банки отказали в обслуживании по антиотмывочным критериям, попадают в базу данных «отказников» и фактически лишаются доступа к банковским услугам. Исключиться из этой базы можно по решению суда или на основании вердикта межведомственной комиссии, созданной при ЦБ. В феврале в ЦБ сообщали, что реабилитировано было около 2% клиентов банков из черного списка по антиотмывочному закону от общего числа клиентов.
В Банке России поддерживают законопроект, так как он «направлен на снижение регуляторной нагрузки, а также предполагает снижение количества запросов информации со стороны кредитных организаций у своих клиентов, соответственно, снизится количество отказов, в том числе по причине непредставления документов». Это следует из поправки к п. 11 ст. 7 115-ФЗ, которая исключает право кредитных организаций отказывать в обслуживании, если клиент не предоставил какого-либо документа, свидетельствующего в пользу его добросовестности и законности.
Впрочем, банкиры уверяют, что и так раскрывают их клиентам, которым отказали в обслуживании по антиотмывочным критериям, но лишь по их письменному запросу. Но это не всегда так. «Объяснение причин означает появление уточненного предмета для иска, для которого можно точнее и вернее выстроить линию защиты»,— отмечает топ-менеджер одного из крупных банков. В случае обязательного предоставления обоснования блокировки по 115-ФЗ может вырасти число судебных исков от юридических лиц, полагает он. Официально в большинстве опрошенных “Ъ” крупных банков воздержались от комментариев.
По мнению заместителя руководителя НСФР Александра Наумова, в тексте законопроекта, который принят в первом чтении, есть внутреннее противоречие. «С одной стороны, банкам предоставлено право фиксирования подозрений в легализации доходов при наличии факта отказа, с другой — в том же законопроекте есть запрет на отказ кредитной организации при наличии подозрений, прописанных в правилах внутреннего контроля»,— поясняет он. В то же время основная цель законопроекта вполне ясна, продолжает собеседник, поскольку в действующей норме закона не регламентированы порядок отказа и сроки уведомления клиента, а только индульгенция за нарушение закона, если банк раскрывает причину отказа, продолжает он. По его словам, создание «исчерпывающего перечня оснований для отказа» создает условия для использования такого перечня преступниками с целью использовать банк для легализации преступных доходов.