У российского биатлона не осталось выбора
Вместо утратившего доверие коллег Владимира Драчева им будет руководить Виктор Майгуров
Острый административный кризис в Союзе биатлонистов России (СБР) вылился в отставку его президента Владимира Драчева, которого другие руководители структуры обвиняли в авторитарном стиле управления и неэффективности. За день до внеочередной отчетно-выборной конференции господин Драчев ушел в отставку. Его место займет другой известный в прошлом биатлонист — член правления СБР Виктор Майгуров, которому досталось не самое приятное наследство. Одна из наиболее заметных федераций имеет долги, по-прежнему находится под международными санкциями и давно не показывает результатов, соответствующих востребованности курируемого ею вида.
Вчера о том, что слагает с себя полномочия президента Союза биатлонистов России и отказывается от участия в субботней внеочередной отчетно-выборной конференции, объявил возглавлявший СБР с 2018 года Владимир Драчев. В заявлении господина Драчева, депутата Госдумы РФ, сказано, что «после принятия поправок к Конституции Российской Федерации стало очевидным, что необходимо полностью сконцентрироваться на работе над законопроектами, которые необходимы в связи с принятыми поправками». По словам Владимира Драчева, «дополнительная нагрузка в Госдуме» не даст ему возможности «сосредоточиться на работе по линии СБР». «В такой ситуации мне не представляется возможным со всей привычной отдачей погрузиться в биатлон, и особенно в грядущую подготовку сборной команды страны к предстоящим Олимпийским играм 2022 года»,— сказал он.
Между тем очевидно, что причиной его отставки стала не парламентская загруженность, а глубочайший административный кризис в СБР. Конфликт Владимира Драчева с биатлонной общественностью выплеснулся в публичную плоскость еще в начале апреля, когда было обнародовано письмо, подписанное 24 известными в прошлом спортсменами, а также действующими тренерами и чиновниками, с требованием отставки президента СБР по целому комплексу причин спортивного, управленческого и финансового характера. Кульминации же он достиг месяц назад, когда на сайте СБР появилось заявление правления. В нем отмечалось, что за назначение внеочередной отчетно-выборной конференции выступило подавляющее большинство членов ключевого органа федерации — семь из десяти.
Выступившие против президента СБР обвиняли его в том, что он «не исполняет положения действующего законодательства РФ в части деятельности общественной организации и устава СБР», а также «выходит далеко за рамки собственных полномочий, чем наносит существенный экономический и репутационный ущерб СБР». Кроме того, считали подписанты заявления, «президент СБР не контролирует текущую ситуацию и полностью оторван от решения реальных задач, стоящих перед СБР», «систематически публично раздает популистские и часто взаимоисключающие обещания» и «не выполняет решения правления союза, в том числе и те, которые он лично принимал и поддерживал». Помимо этого, Владимир Драчев, уверены члены правления СБР, «не имеет собственного мнения по многим важным вопросам и слишком часто доверяет людям, мало знакомым с положением дел в российском биатлоне, преследующим личные интересы».
Уже ясно, кто будет руководить российским биатлоном после Владимира Драчева. Единственным кандидатом, зарегистрировавшимся для участия в субботних выборах, остался другой знаменитый в прошлом биатлонист, Виктор Майгуров. Теоретически он еще может не стать президентом: для этого нужно собрать две трети голосов делегатов конференции. Но источники “Ъ” называют господина Майгурова «заранее согласованным на всех уровнях кандидатом». О том, что его избрание — чистая формальность, свидетельствует и оперативность, с которой отреагировали на отставку Владимира Драчева головные спортивные ведомства страны — Министерство спорта РФ и Олимпийский комитет России. Возглавляющие их Олег Матыцин и Станислав Поздняков быстро откликнулись на нее заявлениями, в которых выражалась готовность оказывать поддержку новому руководителю СБР.
Виктор Майгуров уже давно, с середины прошлого десятилетия, трудится спортивным функционером. А наиболее примечательный пункт из его биографии — это, видимо, работа с 2014 по 2018 год вице-президентом Международного союза биатлонистов (IBU). Дело в том, что СБР до сих пор находится под санкциями IBU в связи с многочисленными допинговыми нарушениями, запрещающими, например, проведение на территории России международных соревнований, и восстановление отношений с ним будет в числе приоритетных и сложнейших задач господина Майгурова.
Впрочем, таких — чрезвычайно сложных — задач перед ним стоит несколько. Например, сам Виктор Майгуров, объясняя свою позицию незадолго до отчетно-выборной конференции, признал, что суммарные долги СБР, испытывающего трудности с привлечением спонсоров, составляют «более 30 млн руб.» (из них около двух третей — это задолженность перед IBU).
Для публики же основная проблема — несоответствие спортивных показателей федерации с востребованностью курируемого ею вида. В завершающемся десятилетии биатлон вошел в число самых популярных российских видов спорта, встав в этом смысле в один ряд, скажем, с футболом и хоккеем. Но рост популярности сопровождался резким ухудшением результатов когда-то надежного зимнего вида. За десять лет на топовых соревнованиях представители российского биатлона завоевали лишь три золотые медали, а звезды уровня тех же Владимира Драчева и Виктора Майгурова, многократных чемпионов мира, в нем практически перестали появляться.