«Зениту» тут место
Станцию метро «Новокрестовская» переименуют в честь футбольного клуба
Топонимическая комиссия Петербурга одобрила переименование станции «зеленой» ветки метрополитена «Новокрестовская» в «Зенит». Инициатором смены названия был ФК «Зенит», который пообещал взять «весомую часть» затрат на себя. Структуры «Газпрома», являющиеся спонсорами футбольного клуба, обсуждали со Смольным оплату расходов по благоустройству станции, в том числе работ по недоделкам, о которых стало известно после ее открытия в 2018 году.
Заседание топонимической комиссии, где обсуждался вопрос смены названия станции метро «Новокрестовская», прошло в минувшую пятницу. Вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов, приводя аргументы в пользу переименования, подчеркнул, что в последние годы Петербург обрел славу футбольной столицы, приняв Кубок Конфедераций в 2017 году и чемпионат мира по футболу 2018 года. В ближайшие два года в городе пройдут матчи финального турнира чемпионата Европы по футболу и финал Лиги чемпионов УЕФА, продолжил он. «Наименование станции метро, ассоциирующееся у туристов и болельщиков с футбольным клубом "Зенит", безусловно, облегчит ее поиск на картах и путеводителях, вызовет аналогии с конкретным местом в Санкт-Петербурге. Кроме того, рядом со стадионом расположен спортивный комплекс, где проводят свои домашние матчи волейбольный клуб "Зенит" и баскетбольный клуб "Зенит"»,— сказал Владимир Кириллов.
Большинство членов комиссии одобрили идею переименования: 17 человек проголосовали за, шестеро — против, трое воздержались. Теперь это решение предстоит утвердить губернатору Петербурга Александру Беглову.
Генеральный директор ФК «Зенит» Александр Медведев сказал, что понимает, что смена названия станции несет за собой большие финансовые вложения, так как придется заменить все существующие городские схемы, карты и прочие информационные носители с обозначением наименования станции метро. «Поэтому клуб возьмет на себя весомую часть расходов, касающихся переименования станции»,— заявил господин Медведев. О какой именно сумме идет речь, в ФК «Зенит» “Ъ” не уточнили из-за отсутствия проекта. Не обладают такой информацией и в профильных комитетах Смольного, а также в эксплуатирующем подземку ГУП «Петербургский метрополитен», в котором, помимо этого, не предоставили объем расходов, которые тратил город при появлении новых станций.
По оценке гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, затраты на переименование станции не превысят 15 млн рублей. При этом расходы на работы в вестибюле «Новокрестовской» — более серьезные, они могут обойтись футбольному клубу в 100 млн рублей, считает он. «По сути, это их плата за переименование»,— пояснил господин Бурмистров.
Предложение переименовать станцию метро «Новокрестовская» в станцию метро «Зенит» поступило от руководства футбольного клуба в Смольный в сентябре 2019 года. Александр Медведев в прошлом году говорил, что в случае принятия положительного решения станцию оформят в цветовой гамме ФК. В ноябре правительство города объявило опрос для изучения общественного мнения, в результате которого голоса разделились примерно поровну. В итоге власти обещали продлить голосование, но так и не сделали этого. В декабре топонимическая комиссия рекомендовала оставить прежнее название станции, но комитет по культуре обещал вернуться к этой теме.
Весной этого года Смольный и структуры «Газпрома» вели переговоры о благоустройстве «Новокрестовской», в том числе о работах по недоделкам (см. “Ъ” от 03.03.2020). Расходы на себя планировали взять компании «Газпрома». Изначально работы должны были завершиться к чемпионату Европы по футболу. Турнир должен был пройти летом этого года, но из-за пандемии его перенесли. В конце апреля в пресс-службе «Газпрома» сообщали “Ъ”, что сохраняют намерения по благоустройству станции метро «Новокрестовская», но переносят первоначально объявленные сроки работ, так как «срочность, по понятным причинам, отпала».
«Новокрестовская» находится в Петроградском районе Петербурга. Это ближайшая станция метро к домашнему стадиону «Зенита» — «Газпром Арене» на Крестовском острове. Строительством станций «Новокрестовская» и «Беговая» «зеленой» ветки подземки занималось ОАО «Метрострой», которое в 2015 году получило госконтракт стоимостью 31,7 млрд рублей. Компания торопилась ввести объекты к чемпионату мира по футболу 2018 года, и в мае они были открыты. Однако сразу после этого пассажиры начали жаловаться на протечки, сколы, отход плитки и неработающие траволаторы. Уже осенью того года ГУП «Петербургский метрополитен» насчитало более тысячи замечаний, в числе которых — дефекты строительного характера. В связи с этим ГУП «Петербургский метрополитен» обратилось с иском к Дирекции транспортного строительства, а она начала судебное разбирательство с «Метростроем», требуя устранить недоделки на новых станциях «зеленой» линии. Сейчас «Метрострой» выполняет на «Новокрестовской» ряд работ по гарантийным обязательствам, уточнили в компании.
За историю существования петербургского метрополитена были переименованы три станции: «Красногвардейская» в «Новочеркасскую», «Комсомольская» в «Девяткино» и «Площадь Мира» в «Сенную площадь». Менял свое название и стадион на Крестовском острове, введенный в 2017 году. Изначально он назвался «Зенит-Арена», затем к чемпионату мира был переименован в «Санкт-Петербург», а в конце 2018 года (после мундиаля) стал «Газпром Ареной».