Гонорары наружу
Страховщиков хотят обязать раскрывать комиссии за продажу полисов
Госдума завтра планирует рассмотреть в первом чтении депутатский законопроект, обязывающий страховщиков указывать в договоре с физлицом размер комиссии посредника. Речь, в частности, идет обо всех обязательных полисах, страховках по обеспечению потребкредитов, страховании жилья и имущества туристов. Заявленная цель парламентариев — сделать более прозрачным страховой рынок, на котором с участием посредников собирается до 70% всех премий, а размер комиссии может составлять десятки процентов. Официально все участники рынка приветствуют инициативу, по словам же ряда экспертов, она может привести к росту черных комиссий и к судам клиентов со страховыми компаниями.
В пятницу комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект о правке ст. 3 закона «Об организации страхового дела в РФ». Его рассмотрение на пленарном заседании предполагается 14 июля. Поправки обязывают страховщиков указывать в договоре по ряду видов страхования размер комиссии посредника. Это относится ко всем обязательным видам (включая ОСАГО), страхованию домов и квартир в рамках закона о защите жилья граждан от ЧС, вмененным видам страхования, когда полис является условием для допуска к профдеятельности (нотариусы, оценщики, арбитражные управляющие и так далее), страхованию имущества туристов и полисам в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по потребкредитованию.
Законопроект был внесен группой депутатов во главе с Ириной Яровой в феврале. Как утверждается в пояснительной записке, «законопроект разработан в целях обеспечения интересов граждан на получение полной информации о стоимости страховой услуги и реализации возможности адекватно оценить риски возврата страховой премии при досрочном расторжении договора страхования». Депутаты отмечают, что доля премии, собранной страховщиками с участием посредников, составляет не менее 70%. При этом доля вознаграждения посредников растет.
По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2020 года средний размер комиссии на рынке составил 29%. Самыми активными продавцами страховок остаются банки, их средний размер комиссии равен 36,4%, далее следуют автодилеры — 35,9%.
Впрочем, по словам участника страхового рынка, бывали случаи, когда в кредитных видах страхования размер комиссии доходил до 97% премии. По его словам, рыночный размер комиссий характерен для видов, которые нельзя навязать, например каско с вознаграждением посредника в размере 25–30%. По полисам от несчастного случая размер комиссии один из самых высоких, если страхование связано с потребкредитованием. Автодилеры берут за продажу каско примерно 40%. В страховании выезжающих за рубеж при оформлении турагентствами их комиссия составляет 40%, если такой же полис покупать на сайте страховщика — 0%, у агента страховщика — 15–20%. Хотя размер комиссии по ОСАГО законодательно ограничен 10%, страховщики, по словам собеседника “Ъ”, за прибыльного клиента могут дать и 30–40% комиссии. «10% указывается как непосредственно комиссия, остальное — как помощь в урегулировании убытка, рекламные, другие дополнительные услуги»,— говорит он.
Официально и банки, и страховщики только приветствуют повышение прозрачности отношений между клиентом и страховщиком. Как говорит гендиректор «БКС Страхование жизни» Андрей Дроздов, страховые комиссии раскрываются участниками во многих развитых странах. «И банкам, и клиентам, и страховым компаниям прозрачность позволяет расширить рынок, убрать нерыночных игроков»,— заключает он. По словам управляющего директора Абсолют-банка Антона Павлова, «в принципе банки и так раскрывают размер своей комиссии, если работают в рамках коллективного договора страхования, а это большая часть сегодняшнего рынка потребительского кредитования».
Отметим, что клиент страховщика и сейчас может запросить у него всю информацию о договоре.
«Такая возможность уже заложена в законе об организации страхового дела,— говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин.— Вопрос в том, что делать клиенту с таким объемом информации. Люди либо будут терять время, читая пять дополнительных страниц к договору, теряя фокус своего внимания с необходимости в страховании, либо будут подписывать не глядя». По словам другого собеседника “Ъ”, как только требования о раскрытии начнут действовать, банки и страховщики изменят форму договора таким образом, чтобы банки не теряли доход от продаж страховок, а потребитель не задавал лишних вопросов о размере комиссий. «Например, будет больше договоров присоединения, когда один заемщик присоединяется к пулу заемщиков без возможности влиять на условия договора и набор рисков»,— ожидает он.
Брокерское сообщество считает инициативу депутатов излишней. «Требование к страховщикам во всех случаях раскрывать размер комиссии в конечном итоге сведется к тому, что клиенты, заключающие договор со страховой компанией без посредника, напрямую, сначала будут требовать от страховщиков снижения тарифа на сумму потенциального агентского вознаграждения, а потом вообще начнут судиться со страховыми компаниями по этому поводу»,— ожидает председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина. По ее словам, обязанность раскрывать размер агентской комиссии по требованию страхователя записана в законодательстве, но существует масса способов обойти это требование. Глава АПСБ считает, что идея обязать раскрывать комиссии или жестко их ограничивать не сработает, решать проблему следует изменением подхода к регулированию страховых посредников. Европейская директива IDD предполагает одинаковое регулирование для всех посредников, в том числе тех, для которых страховое посредничество не является основным видом деятельности. Требования предъявляются не столько к посреднику, сколько к оказываемым им услугам. При этом обеспечивается выполнение сразу целого ряда условий — отсутствия у посредника конфликта интересов (что, как правило, и является основной причиной завышенных комиссий в кредитном страховании), наличия у него достаточного уровня квалификации и так далее.