«Культура — единственная сфера, из которой не уходят даже „бывшие“»
Министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева — о себе, современном искусстве, «подвигах и пробелах»
После кадровых перестановок в правительстве Новосибирской области Наталья Ярославцева заняла кресло министра культуры. Это ее второе назначение, первый «срок» пришелся на 2008–2013 годы. „Ъ-Сибирь“ встретился с госпожой Ярославцевой и выяснил, где, как и за чей счет культура будет прирастать Сибирью.
— Наталья Васильевна, как вы восприняли предложение губернатора? Вы его ждали?
— Культура всегда была в моей душе, вы это знаете. Семь лет я занималась развитием образования.
— Наверняка вы подводили предварительные итоги десятилетия. Вы готовы огласить короткий список предложений и инициатив ваших предшественников (после госпожи Ярославцевой министром были Игорь Решетников и — в статусе и. о. — Юрий Зимняков.— „Ъ“), с которыми вы полностью согласны?
— Я вообще согласна с предшественниками — сама ведь их привела в министерство. Когда я уходила с министерского поста, они говорили: «Как жаль, что мы не можем с вами поработать, поучиться чуть-чуть». А теперь искренне восприняли мое возвращение. Сегодня такое положение новосибирской культуры, к сожалению, что если мы все разом не возьмемся, не вернем все на былые позиции, то грош нам цена.
Вы знаете мою позицию: культура призвана делать людей счастливыми. И кстати, культура — единственная сфера, из которой не уходят даже «бывшие» — все министры и руководители департаментов продолжают дружить, общаться, появляться вместе на всех премьерах. Так что было бы смешно, если бы я вослед предшественнику что-то обидное сказала. Когда ты в этой лодке сам побывал, знаешь, что не все от тебя зависит. Мы поддерживаем друг друга.
— И все же курсы у вас разные. Принято считать, что Игорь Николаевич [Решетников] больше рассчитывал на развитие культуры далеко от областного центра, а вы напротив — слишком привязаны к элитам и ратуете скорее за город. Есть ли такое разделение на самом деле?
— Знаете, кто были первыми посетителями в мой первый рабочий день? Представители филармонии и Сузунского района. Вот вам и ответ. Живущие в Новосибирске зрители и слушатели, любители и знатоки культуры достойны самых лучших ее образцов. При этом я никогда не позволяла себе снисходительно или высокопарно говорить о сельской культуре. Это источник, подпитка. Наша задача — развивать всю область, пытаться обеспечить почти равный (конечно, в областном центре проектов и звезд больше) доступ к прекрасному. Для талантливых детей важны районные конкурсы и концерты. Наконец, основополагающий вопрос — районные и сельские клубы и их обеспеченность всем необходимым. Сегодня одна из первых решенных задач — об инструментах для музыкальной школы Куйбышева. Это не просто первое решение, мы человека даже в отпуск не можем отправить, потому что нацпроекты требуют очень жестких рамок и решений: минфин может зарезервировать деньги, если все процедуры законтрактованы.
Один из первых шагов — прямое поручение губернатора — активизировать работу совета по культуре при губернаторе.
— Удивительно все совпало: отчет общественного совета при министерстве под вашим руководством, созыв совета по культуре при губернаторе и ваше назначение министром!
— Оно, конечно, может быть связано. Мы попробовали, поработали два года. И теперь призываем инициативных людей, за которыми стоят общественные организации, присоединяться. Они могут не быть специалистами, как руководители в министерстве. Я и про себя в жизни не скажу, что специалист во всех областях культуры, искусства. Это вообще смешно! У меня есть пул экспертов — мы работаем командой. Я предлагаю создать общественный совет, а потом делегировать лучших представителей общественного совета, лучших деятелей творческих коллективов и наших учреждений, а может быть, и наших депутатов в совет при губернаторе. Тогда совет будет представлять весь спектр общества. Возможно, этим будет отличаться стиль моего руководства — открытостью. Я сама не собираюсь скрывать проблемы, но и выпячивать их тоже не планирую — это рабочие моменты.
— Как вы считаете, не стала ли современная культура более консервативной со всеми этими переносами премьер фильмов и сокращениями расходов на авторское кино?
— Стала, конечно, но вы поймите — это политический момент. Мы видим, что и во внешней, и во внутренней политике, и в идеологии увеличение доли консерватизма возможно. Потому что период демократических реформ 90-х годов выплеснул слишком много всего, пены появилось много. Мы тоже на это поддавались, поколение такое было. Мне нужно было вырастить их и доказать, что мы не боимся показать, скажем, выставку «Родина» и выставку Пикассо. Чтобы люди понимали, что я, как Вольтер, «отдам жизнь за то, чтобы они имели право высказаться». Я специально поехала в [московский музей] «Гараж», чтобы изучать, как устроено современное искусство. Сегодня, наверное, я буду меньше уделять этому времени, потому что есть, кому его защитить.
В общем тренде сейчас духовно-нравственное воспитание, которым мы начали больше заниматься и которому больше будем уделять внимания, это правда. Мы обязаны думать о человеке, сфера культуры в первую очередь. Поэтому, может быть, и фильмы не такие оголтелые, и авторское кино другое.
Когда мы говорим про авторское кино, то если человеку было, что сказать, если он свою позицию держит, если его фильмы и встречи собирают залы, то никто здесь ничего против не скажет. Когда мы поднимали первые фильмы Звягинцева, я пришла к Владимиру Филипповичу [Городецкому] и сказала: «Звягинцеву дайте хоть какую-то квартиру, потому что быть новосибирцем, не имея в Новосибирске угла, невозможно. Если мы хотим, чтобы он там творил, а мы чувствовали его нашим, то нам нужно что-то для него сделать».
Я всегда подчеркивала, что для деятелей искусства важно создать условия. У меня есть мечта — решить вопрос с общежитием или домом для молодежи. Кто им сразу квартиры даст? А молодежь нам нужна! Без этого хор не споет, без этого балет не станцует. Мы готовы это решать, и мы имеем уже наработки. Вот мы на втором этаже министерства дали возможность художникам выставляться. Молодым негде провести выставку — мы их поддержим. У нас в культуре люди живут своим творчеством, своим искусством. Им важнее всего реализовать свой проект. Мы прорабатывали сегодня вопрос о грантовой поддержке творческих коллективов области.
— Раз уж про финансы заговорили...
— Да это не про финансы. Знаете, если есть замечательные идеи, и вы их докажете, то финансы найдутся. Это первый принцип управления. Надо сначала понять, что это даст людям, что это даст развитию области, авторитету и имиджу.
— Сейчас все культурные учреждения несут убытки из-за пандемии. Как вы считаете, сколько времени займет их восстановление?
— Давайте разделим на два вопроса. Первый — мы не знаем, когда закончится пандемия. У нас начали свою работу сегодня только три вида учреждений — это музеи, библиотеки, которым разрешено работать с читателями, но в ограниченном режиме, и зоопарк. Что касается остальных учреждений — мы очень боимся. Нам в августе нужно обеспечить репетиционный процесс. Но больше 10 человек на сцене, ну, максимум 15, — нельзя… А представьте себе коллективы музыкального театра, где хор, где балет. А «Сибирский хор» — 90 человек?! А большие театральные постановки?! Я понимаю малые театры, где репетиционный процесс из 5–7 человек, и вы сами знаете, они уже тихонько репетируют, потому что ничего не нарушают. И я не могу сказать, что в сентябре мы будем работать — этого не готов сказать ни министр здравоохранения, ни губернатор. Мы просто надеемся на это.
Что касается потери доходов. Хочу, чтобы все понимали, что учреждения культуры катастрофически потеряли доход, в отличие от всех сфер, которые внесли в системообразующие, мы сегодня учреждениям культуры финансируем бюджеты. То есть людям, конечно, гарантирован уровень средней заработной платы, которую обозначает государство по госзаданию. Но ведь зарплата складывалась из государственного задания и доходов самих учреждений культуры.
Конечно, в первую очередь сегодня пострадали те учреждения, которые любил зритель и в которых были платные услуги. Театры наши в первую очередь. Там, где зритель приходил и рублем голосовал за качество. Мы просим, мы обращаемся и к министерству культуры РФ, и к нашему правительству, мы просим все-таки падение доходов каким-то образом компенсировать, чтобы люди у нас не пострадали.
— Продолжая тему театров, с приходом пандемии появились онлайн-выставки, онлайн-постановки, онлайн-экскурсии. Такой формат после снятия ограничений останется и будет развиваться?
— Я считаю, надо обязательно развивать. Мы провели полный анализ, министерство культуры — свой, общественный совет — свой, собрали около 30 самых известных людей, блогеров, членов общественности, все они высказались, и мы подготовили справку. Оказалось, наши учреждения культуры в глазах зрителя выглядели очень неплохо. Библиотекам фактически всем высший балл поставили, все четыре областные библиотеки сработали прекрасно. Театры расставили по-разному. Были те, кому поддали. ДК поддали — им тоже надо с народом работать! Самое интересное, что мы проверяли и сайты, и работу в соцсетях. Более 800 инициативных, прекрасных онлайн-мероприятий за этот период реализовано только театрами и концертными организациями. Должна сказать, формат онлайн обязательно останется. Маломобильные группы населения здесь выиграли. Столько людей никогда раньше с благодарностью не звонили. Они лучшие спектакли театров, концерты в филармонии посмотрели. Это же чудо, понимаете. Обязательно будем соблюдать формат при том, что, конечно, как только выйдем, будем активизироваться, зрителей заманивать.
— Есть ли планы по монетизации онлайн-проектов?
— Мы договорились так: на период пандемии почти все бесплатно опубликовали. Все, что можем, будем бесплатно пока показывать. Конечно, какие-то премьеры сразу не станем выкладывать. Будет тот же порядок, который действует сейчас с авторским правом, для того чтобы оплачивать контент. Это будет справедливо.
— Вопрос платного доступа — это еще и технологический вопрос, даже больше технологический…
— Конечно, и это, скорее всего, не наш вопрос. Мы вообще за то, чтобы культура принадлежала народу.
— Есть ли какие-то кадровые ограничения, которые могут замедлить развитие культуры в области?
— Конечно, это есть везде. В любой сфере. Есть люди, которые не должны руководить тем, чем они руководят. Но поймите, не всегда это возможно решить одним махом. И даже не потому, что у кого-то не хватит смелости об этом сказать. Мы сказать можем, но иногда появляются юридические препоны. Иногда коллективу комфортно сидеть в этом «болоте», ничего не делать. Всем нравится, все такое родное и так тихо, гладко, что только тронь — начнут подниматься защитники. Не за культуру и развитие, а за свой комфорт и уют! Везде будет очень тонкая и скрупулезная работа. Не ждите, что завтра головы полетят. Меня не было семь лет в аппарате. Хотя я знаю всех руководителей, но пока я не вникну, пока мне не покажут, что человек действительно не способен руководить — ничего не случится. Если же мы заметим проблемы — будем разбираться. Культура — очень тонкий инструмент. Руководители и деятели культуры — это люди неравнодушные. Равнодушные давно сбежали на высокие заработки в бизнес.
— Что касается районов области: вы ожидаете, что основные идеи будут исходить от жителей или спустите планы развития «сверху»?
— Инициативы жителей мы хотим услышать обязательно, вы знаете, там очень творческие люди. Туда приедешь — они столько идей предложат! Но я хочу выделить несколько направлений. Одно из них — сельский образ жизни. Это общая задача, чтобы нам не было стыдно к клубу подходить. Сегодня мы занимаемся как раз этим. Понимаете, требующих деревень может быть 18, а денег дадут на две-три. Должен быть приоритет: где это даст больший эффект, где есть новые хозяйства.
— В период первого министерского срока вы смогли добиться широкого финансирования культуры для области, планируете ли вы повторить этот успех?
— В период пандемии все резервы подтянуты, чтобы сохранить то, что есть. Но как министр я чувствую ответственность перед людьми. Мы будем просить дополнительное финансирование на поддержку творческих проектов и инициатив, которые одобряет население, того, чего ждут люди. Нельзя сегодня прийти и сказать «дайте больше денег». То, что интересно для общества и будет развивать сферу культуры, социальную сферу, образование, науку, — при подаче инициативы это встанет в программу на конкурсной основе. Вы взяли обязательства, вам под суперпроект на определенный период дали деньги.
— Каких решений нам ждать от министерства в ближайшее время?
— Планов — громадье, в свой первый рабочий день я поставила три основных задачи. Прежде всего, разобраться с госзаданием и финансированием. Во-вторых, я жду предложений по бюджету следующих лет, а значит, скоро буду знать перечень творческих проектов и инициатив. Придется старое, не работающее отсекать, а новое, жизнеспособное привлекать. В-третьих, попробовать сейчас, в период пандемии, соблюдая санитарные нормы, все-таки работать с новыми проектами.
Часто люди высказывают мнение, что наверху не знают реального положения дел. Знают, при этом очень неплохо. И все наши подвиги, и все наши пробелы. Сейчас мы собираемся консолидировать усилия, если мы где-то недоработали — будем дорабатывать.