Стрит-ритейл наращивает вакантность
Коммерческая недвижимость
По итогам второго квартала 2020 года доля свободных помещений на основных торговых улицах Петербурга увеличилась на 2,3 п. п. и достигла 11,6%. Это максимальное значение за последние пять лет.
Об этом свидетельствуют данные JLL. В компании отмечают, что кризисная ситуация, вызванная пандемией и связанными с ней ограничениями, лишь усилила существующие тренды на рынке стрит-ритейла. «Вакантность начала расти не в марте с введением ограничений, а уже с сентября 2019 года, отражая состояние экономики: сокращающиеся реальные доходы населения и низкую покупательную способность жителей города. Время безудержного потребления сменилось эпохой разумного поведения. На десяти основных торговых улицах города за последние три месяца закрылось 120 магазинов, кафе и ресторанов. Однако это не превышает средний ежеквартальный показатель, поскольку в стрит-ритейле традиционно отмечается высокий уровень ротации. Рекордно малым во втором квартале является количество новых арендаторов — всего 44. Это минимальный квартальный показатель за всю историю наблюдений» — комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге.
Существенные сложности испытывает общепит, который занимает треть всех помещений на основных торговых улицах города. Более четверти всех закрытых объектов стрит-ритейла (26%) во втором квартале — это кафе и рестораны. При этом на главной ресторанной улице города — Рубинштейна — все стабильно, бары работают навынос, вновь опустевших помещений нет, и даже появилось новое заведение — кондитерская «Гарсон».
По количеству закрытых заведений на втором месте после ресторанов — продуктовые магазины (18%), которые оптимизируют свое присутствие на рынке за счет переезда в более удачные локации.
Наибольший прирост пустующих объектов за второй квартал наблюдался на Владимирском проспекте. Здесь вакантность увеличилась в три раза и достигла 15,7%. Освободили помещения Samsonite, Togas, бар «СПб», «Вкусвилл» и другие. На Невском проспекте закрытия коснулись в основном сувенирных магазинов в результате снижение потока иностранных туристов.
Наличие большого выбора ликвидных помещений в местах с хорошей проходимостью дает возможность для выхода на рынок новых брендов и расширения присутствия уже существующих. Во втором квартале 2020 года часовой бутик Breitling арендовал помещение на Невском, 129, нидерландский бренд мужской одежды Suitsupply — на Большом проспекте П.С., 61, Bork — на Большой Конюшенной, 13.
Несмотря на стремительно пустеющие помещения на улицах Санкт-Петербурга, собственники пока не готовы к снижению запрашиваемых арендных ставок, но есть исключения. «На текущий момент можно отметить снижение минимальной границы диапазона базовых ставок аренды на основной части Невского проспекта — от Адмиралтейства до площади Восстания. Если в марте она составляла 8000 рублей за квадратный метр в месяц, включая НДС, то в июне упала до 7500 рублей. Максимальные ставки в этой локации пока находятся на уровне 13 тыс. рублей за квадратный метр. Тем не менее с осени мы столкнемся с более существенными корректировками коммерческих условий в меньшую сторону по мере увеличения сроков экспозиции и роста количества свободных помещения»,— говорит консультант торгового департамента компании JLL в Санкт-Петербурге Александра Камаева.
Часть собственников уже пустующих помещений готова обсуждать так называемый степ-рент — поэтапное повышение ставки аренды с постепенным выходом на докризисные цифры. Альтернатива этому — краткосрочный договор и надежда на возвращение к привычным условиям в последующем периоде. До конца лета не прогнозируется массовый уход арендаторов при наличии хорошей погоды и при условии постепенного восстановления туристического потока. А с осени вакантность продолжит расти.