«Норникель» оказался под прицелом

Удалось ли локализовать разлив топлива на Таймыре

В Красноярском крае из-за разлива авиационного топлива введен режим ЧС муниципального уровня. В районе поселка Тухард на Таймыре в грунт вылилось более 44 тонн топлива. Оно попало в безымянные озеро и ручей, уточнили в МЧС. Авария произошла 12 июля при перекачке топлива с баржи на производственный склад, расположенный в районе поселка Тухард. Работы велись на предприятии «Норильсктрансгаз», которое входит в группу компаний «Норникель». Следственный комитет возбудил уголовное дело о нарушении правил охраны окружающей среды на производстве.

Фото: Пресс-служба администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

Сейчас разлив топлива локализован, установлены боновые заграждения, рассказал корреспондент ГТРК «Красноярск» Владимир Богомолов: «Можно предположить, что это была какая-то технологическая ошибка. И как раз тот шланг, рукав, через который шла перекачка, отсоединился и, собственно, произошел разлив. То есть подачу топлива не успели вовремя остановить и свернуть этот рукав.

Получение информации затрудняется тем, что это поселок находится за полярным кругом в Красноярском крае.

От краевого центра это примерно 1,5 тыс. км. Но Следственный комитет уже начал проверку. Как сообщает администрация района, на данный момент разлив удалось остановить. Уже используют сорбент для того, чтобы ликвидировать последствия. Режим ЧС действует. Там работают не только сотрудники предприятия, но и спасатели, которые пытаются минимизировать урон для экологии из-за разлива топлива».

Самая крупная авария на предприятии, связанном с «Норникелем», произошла в конце мая в Норильске. На ТЭЦ-3 из резервуара вылилась 21 тыс. тонн топлива. Как пояснили в компании, причиной стало движение грунта из-за таяния вечной мерзлоты. По оценке Росприроднадзора, «Норникель» должен выплатить почти 150 млрд руб. компенсации в региональный бюджет. Однако Министерство финансов не намерено отдавать крупный штраф региону. Как пишут «Известия», ссылаясь на свои источники, готовятся поправки в Бюджетный кодекс. Они позволят оставить деньги «Норникеля» в федеральном бюджете. Переписывание законов под конкретный кейс можно объяснить только беспрецедентной суммой, полагает управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров:

«По сути, эта сумма сопоставима с инфраструктурными проектами в рамках федерального бюджета. То есть это очень значимое возможное денежное поступление. Более того, если эти средства были направлены в Норильск, это существенно бы превышало те годовые планы по сбору налогов и иных поступлений, которые есть в регионе. То есть нужно было бы еще понять, как они эти деньги будут тратить. Если бы мы говорили о сумме компенсации в размере 100-200 млн, то никто бы не заметил. В то же время у этой истории есть еще одна подоплека.

Если такие поправки будут внесены, и речь будет идти о том, чтобы эта сумма поступила именно в федеральный бюджет, то у “Норникеля” по факту будет меньше шансов отстоять свои права в суде.

Одно дело, если ты споришь о сумме компенсации ущерба, нанесенного водному объекту, и совсем другое — если вопрос будет касаться поступлений в федеральный бюджет, тем более столь значимой суммы».

Авария на Таймыре — это уже третье экологическое происшествие на предприятиях, входящих в «Норникель», за последнее время. Специалисты не склонны видеть в этой череде событий заговор против предприятия или ее акционеров. Скорее всего, аварий не больше, чем было в другие годы. Но сейчас из-за крупного ЧП в Норильске к компании приковано особое внимание. И каждый даже незначительный инцидент выходит в публичное пространство, полагает ведущий эксперт Финансового университета, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Скорее всего, возникли какие-то проблемы с оборудованием — оно могло устареть, что привело к прорывам, утечкам и авариям. Компании зачастую откладывают ремонты на потом. И не секрет, что износ оборудования в России на разных промышленных объектах довольно высокий.

Почему-то сложилось такое мнение, что предпринимать какие-то меры заранее необязательно, что экология и промышленная безопасность — это нечто остаточное. Кроме того, раньше компания могла решать такие проблемы, не вынося сор из избы, может быть, даже как-то договариваясь с регуляторами.

Сейчас же никто ни на какие договоренности не пойдет, чтобы не придавать историю огласке, потому что тогда полетят уже их головы. Все пристально смотрят за “Норникелем”.

И даже если бы 10 тонн топлива вылилось бы в условиях Арктики, никакой Роспотребнадзор не согласился бы эту историю замять».

Как разлив топлива под Норильском возродил дискуссии об экологическом страховании в России

Смотреть

В «Норникеле» заявили, что будут оспаривать размер ущерба от аварии в Норильске. В компании считают, что Росприроднадзор провел расчеты, используя некорректный — максимальный — коэффициент. Он учитывает длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водный объект, а также промедление в ликвидации аварии. «Норникель» надеется скорректировать оценку ущерба. При этом компания готова ликвидировать последствия аварии за свой счет. Эти работы в «Норникеле» оценивают в 10 млрд руб. Из них 6 млрд уже потрачено. Полностью программу по очистке и реабилитации загрязненных после аварии земель, завершат до конца 2023 года.

Светлана Белова

Вся лента