Потребители вспомнили про свет и тепло
Платежная дисциплина улучшается после карантина
Платежи за электроэнергию, тепло и воду, как и ожидалось, резко сократились в начале карантина, однако уже в мае ситуация стала улучшаться, оценили аналитики «СПАРК-Интерфакс». Однако общие показатели все еще далеки от прошлогодних уровней, предупреждают участники рынка, что грозит энергетикам кассовыми разрывами к концу года.
Платежи потребителей (юридические лица и индивидуальные предприниматели) за коммунальные услуги стали снижаться еще до введения карантина. В январе—марте средняя просрочка (в днях) за тепло и воду выросла в 1,2 раза год к году, а за электроэнергию — в 1,5 раза, согласно данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс» (анализ на основе данных гарантирующих поставщиков в 24 регионах, предприятий теплоснабжения в 36 регионах, а также водоканалов в 14 регионах).
Наиболее глубокий провал платежей ожидаемо произошел после введения ограничительных мер из-за коронавируса.
Например, доля оплат за тепло- и водоснабжение с задержкой свыше 91 дня составила 52,4%, что почти в пять раз выше показателя за аналогичный период прошлого года. Доля оплат без просрочек составила в апреле 34,4% против 45,8% год назад. Доля оплат за электроэнергию с задержкой свыше 91 дня составила 7,3% против 2,5% в апреле прошлого года.
В мае ситуация стала несколько улучшаться, замечают аналитики «СПАРК-Интерфакс». Доля своевременной оплаты за воду и тепло выросла до 47,6% против 60,9% в мае прошлого года, а доля просроченных платежей свыше 91 дня сократилась до 25,4% против 9,7% в мае прошлого года. Показатели расчетов за электроэнергию все еще хуже данных за май прошлого года, но уже близки к уровню апреля 2019 года. Так, доля своевременных оплат составила 47,6%, а доля оплат с просрочкой более 91 дня — 2,5%.
Компания «Т Плюс» (доля на рынке теплоснабжения РФ около 8%) в апреле недополучила 20% платежей за теплоснабжение. В мае падение собираемости уже составило 4,5% по теплу и электроэнергии, но в денежном выражении это свыше 1 млрд руб. выручки, сообщили “Ъ” в компании. «Восстанавливаются платежи со стороны населения на прямых договорах — люди освоили онлайн-форматы. Но этот рост сводится на нет низкой дисциплиной со стороны УК, ТСЖ, ЖСК, некоторые из них действительно в тяжелом положении, но многие сейчас просто спекулируют на кризисе», — говорят в «Т Плюсе».
По данным Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, уровень расчетов за электроэнергию по всем потребителям в апреле сократился на 7,5% к соответствующему месяцу прошлого года, в мае — на 7,2%, а в июне — на 4%.
Однако с учетом фактора снижения начислений глубина падения составляет 9–11%, при сохранении этой ситуации к концу года кассовые разрывы гарантирующих поставщиков достигнут 500 млрд руб., отмечают в ассоциации.
Денис Красновский из АКРА считает, что снижение уровня неплатежей за электроэнергию в мае обусловлено в том числе продолжающимся падением потребления. Однако дальнейшего роста расчетов ждать не стоит, полагает он, указывая на снижение показателя в июне. Сейчас самым злостным неплательщиком остается население, что обусловлено падением доходов, при этом доля населения в платежах составляет около 13%, бюджетных организаций — примерно 7%, остальное приходится на коммерческих потребителей.