Вся власть советов

Spotify в поиске русского пути

Российским пользователям стал доступен Spotify — самый популярный в мире сервис музыкального онлайн-стриминга. Пока приложение Spotify загружалось, Борис Барабанов задался вопросом, почему запуск сервиса так важен для России.

Новые члены колхоза «Коминтерн» радуются предстриминговому сервису (СССР, 1932 год)

Фото: Ullstein bild via Getty Images

Разговоры о приходе Spotify в Россию шли давно. В марте 2020 года появились сообщения о том, что сервис заработает у нас до начала лета, а стоимость подписки составит 169 руб. в месяц. К тому моменту было известно, что российский офис компании уже работает в бизнес-центре «Белая площадь». Само ООО «Спотифай» было зарегистрировано в России еще в 2014 году, и все эти годы запуск сервиса то и дело переносился. Предполагаемая цена подписки тоже менялась. Утром 14 июля приложение Spotify не было доступно российским пользователям для скачивания, хотя его страница в AppStore была полностью адаптирована для России. На сайте стриминг-платформы можно было найти новое пользовательское соглашение. В нем описаны правила пользования сервисом в разных странах, среди которых была и Россия. Вечером сервис заработал под слоганом «Слушай музыку». Самая простая подписка на российский Spotify стоит 169 руб., тариф для двоих — 219 руб., семейная подписка продается по 269 руб. Для всех тарифных планов доступен трехмесячный бесплатный период.

Незадолго до запуска сервиса в России «Роскачество» опубликовало результаты исследования наиболее популярных мобильных приложений для онлайн-прослушивания музыки. По совокупности всех критериев лучшими сервисами для пользователей Android были признаны MTS Music, Deezer, Boom, «Яндекс. Музыка и подкасты» и Apple Music. У пользователей iOS лидирует Apple Music, прочие фавориты аудитории те же.

Все вышеназванные платформы хорошо знакомы здешним пользователям.

Россия — первый крупный рынок, куда Spotify приходит не в качестве первопроходца музыкального стриминга, а в роли нового игрока, которому предстоит отвоевать долю у давно тут обосновавшихся или локальных сервисов.

В остальном мире Spotify занимает в среднем около трети рынка музыкального стриминга. Все эти годы, пока компания искала путь к сердцам местных пользователей, аналитики обсуждали стратегию ее вхождения в Россию и сходились на том, что сервису понадобится мощный локальный партнер, а запуск площадки должен сопровождаться оригинальной рекламной кампанией. Насчет последнего пока сказать нечего. Даже когда все уже было готово для работы с российскими пользователями, признаков рекламной активности Spotify не наблюдалось. С партнером все было немного прозрачнее. По информации ресурсов Music Business Worldwide и Variety, им стала компания МТС. Сама телекоммуникационная компания на момент сдачи номера эту информацию не подтверждала, и в чем состоит это партнерство, пока непонятно.

Для Spotify развивающийся российский рынок важен. На руках у здешних пользователей находится около 100 млн смартфонов с возможностью онлайн-прослушивания музыки, россиянами на площадках с платным стримингом музыки открыты 11 млн аккаунтов, а доходы местной музыкальной индустрии в 2019 году выросли в 1,5 раза. Это хороший аргумент для инвесторов, которым Spotify постоянно вынужден доказывать перспективность вложений: сервис до сих пор является убыточным предприятием. Предыдущим таким аргументом был выход Spotify на индийский рынок в феврале 2019 года.

Одновременно с Россией, по информации “Ъ”, сервис запускается в Казахстане, на Украине и в Белоруссии.

Эти страны также упомянуты в новом пользовательском соглашении. Стоимость подписки там исчисляется в свободно конвертируемой валюте. Следом Spotify пойдет в Южную Корею.

Доказывать свою необходимость Spotify придется и российскому потребителю, который уже имеет под рукой сервисы, работающие как по платной, так и по рекламной модели.

Главное преимущество Spotify — это уникальная система рекомендаций, за которую отвечает искусственный интеллект.

Алгоритм Spotify, советующий музыку пользователю, повсеместно в мире признан самым совершенным, а плей-листы — самыми разнообразными и информативными. Если говорить о соперничестве с другим мировым лидером, Apple Music, то и здесь, в России, есть поле для роста влияния Spotify. Россия — страна Android, а не iOS. Также, в отличие от Apple Music, Spotify не скрывает статистику прослушиваний, что важно, например, для оценки популярности того или иного артиста. Лучшая перспектива для Spotify в России — быстрый рост числа бесплатных подписок и накопление информации о вкусах россиян, что впоследствии может привести и к увеличению числа платных аккаунтов, и к совершенствованию системы рекомендаций. Учитывая любовь наших сограждан к бесплатным удовольствиям, такой сценарий выглядит вполне реальным.

Вся лента