«Соланас “отлучили” от Фабрики»
Дмитрий Буткевич — о покушении на Энди Уорхола
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, как пересеклись дороги Энди Уорхола и радикальной феминистки Валери Соланас.
Если вы слушаете мой подкаст «АРТ-и-ФАКТЫ», вы должны помнить наш разговор с искусствоведом Александрой Даниловой об Энди Уорхоле. Мы упоминали о том, как в 1968 году его пыталась застрелить радикальная феминистка Валери Соланас. Расскажу сейчас об этом подробнее.
Впервые дороги Уорхола и Соланас пересеклись в 1965 году, во времена «Серебряной Фабрики». Ей за 30, она никому не известна, трудится над сочинением «Манифест SCUM» (SCUM –- Society for Cutting Up Men – Общество для разделки мужчин). Написала абсурдистскую пьесу «Up My Ass», о похождениях лесбиянки Бонги Перес. К Уорхолу пришла, чтобы тот спродюсировал ее опусы.
Энди понравилось название пьесы и сама Соланас, хотя сначала он принял ее за копа, — такая та была серьезная. Это не вязалось с яркостью и эпатажем обитателей Фабрики, однако ее оставили в ближнем круге. Энди любил разговаривать с Валери по телефону, называл ее «great talker» — «великая болтунья».
Вскоре ее агрессивная воинственность надоела Уорхолу, и Соланас «отлучили» от Фабрики. Она называла «фабричных» обитателей «глупыми звездами», а Уорхола «стервятником и вором». Энди не остался в долгу и описал Валери как «бутылку горячей воды с сиськами». Она уверяла, что он потерял рукопись ее гениальной пьесы. Жить ей было негде. Писала Уорхолу письма, полные ненависти: «Я действительно верю, что если бы у вас не было вашей лжи + обмана + нотариально заверенных показаний, вы бы сжались + умерли. Валери».
После покушения ее осудят на три года лечения в психиатрической клинике, у нее найдут параноидальную шизофрению.
Фабрика переехала в лофт на Union Square. Соланас явилась, поднялась с Уорхолом на лифте и выстрелила трижды из «Беретты». Ранила критика Марио Амайя. Промахнулась. Попала под мышку Уорхолу, который болтал по телефону. Он написал позже: это было, как «вишневая бомба, взрывающаяся внутри меня».
Дальнейшее известно: Уорхол две минуты был в состоянии клинической смерти, но выжил. Он умрет через 20 лет, в 1987 году, Соланас — в 1988-м. В интервью 1977 года она говорила: «Я считаю аморальным то, что я промахнулась. Я должна была больше практиковаться по целям».