Автосалоны возвращают посетителей
Почему среди россиян повысился спрос на машины
Автоцентры обогнали магазины по росту посещаемости. Такие данные приводит оператор единой городской сети Wi-Fi «МаксимаТелеком». Эксперты изучили информацию с 20 тыс. точек доступа к интернету в столице до введения режима самоизоляции и после него.
Автоцентры вернулись практически к докарантинным показателям по числу посетителей, сообщила “Ъ FM” директор по внешним коммуникациям «МаксимаТелеком» Анастасия Самойлова: «Мы видим значительное восстановление трафика именно в автосалонах. Хотя у них не было сильных проседаний посещаемости, как, например, у магазинов и ресторанов. После снятия ограничений 12 мая трафик у них начал восстанавливаться. Туда на начало июля вернулось примерно 75% покупателей. Популярность личных автомобилей растет в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, и люди, которые могут себе позволить личный транспорт, выбирают его».
Отражают ли эти данные реальный спрос на автомобили? Автоцентры действительно фиксируют возвращение покупателей. По оценкам экспертов, общее падение авторынка по итогам года может составить около 20% вместо ожидаемого снижения на 50%. Впрочем, говорить об ажиотажном спросе пока рано, сообщил “Ъ FM” президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Олег Мосеев. Хотя некоторые модели, в основном корейского и японского производства, уже становятся дефицитными. «Июнь показал существенно меньшее падение, чем было в апреле и мае. Надо понимать, что в июне закрывались сделки, которые начинались в том числе в конце марта.
Говорить о том, что есть какой-то ажиотажный спрос, не приходится, потому что его просто нет.
Премиум-сегмент исторически в такие времена всегда себя чувствует лучше, чем массовый. В последнем фиксируется определенный дефицит среди тех машин, которые попадают под госпрограмму»,— отмечает Мосеев.
Несмотря на общий спад, некоторые автоцентры показывают рост продаж на ряд моделей на 17-18% по сравнению с прошлым июлем. Но купить машину по старой цене уже не получится, считает директор по маркетингу автодилера «Рольф» Юлия Овчинникова: «Цены в этом году уже корректировались дважды. В начале года и в марте из-за снижения курса рубля. Стоимость автомобилей с пробегом следует за новыми моделями, поэтому здесь тоже есть рост. На складах дилеров еще есть машины, которые пришли до мартовского повышения цен — но это, конечно же, не 2019 год, это цены 2020-го. Сейчас действительно на рынке начинает формироваться дефицит по ряду моделей как в массовом, так и в премиальном сегменте. Он сохраняется и в третьем квартале, так как нет достаточного количества поставок. Тем не менее делать прогнозы на четвертый еще рано».
Восстановление потока посетителей примерно на те же 75% наблюдают и в сегменте подержанных авто. Здесь тоже фиксируют дефицит на некоторые модели. Однако наращивание трафика пока не приводит к резкому росту продаж. Покупателей сдерживают и новые условия кредитования от банков, считает генеральный директор сети по продаже и покупке автомобилей с пробегом Automama Никита Быков: «Мы работаем в самом популярном сегменте — это машины от 400 тыс. руб. до 750 тыс. руб. и в возрасте от двух до десяти лет. В этом сегменте номер один — это Hyundai Solaris, Kia Rio — на втором месте, потом идут Ford Focus и Volkswagen Polo. Есть отдельные модели, которые очень популярны, но до автосалонов практически не доходят, потому что на них повышенный спрос. Они убегают как горячие пирожки — это Toyota Corolla и Toyota Camry — физические лица продают их сами через доски объявлений.
Доступность автокредитования сейчас сократилась в два раза.
То есть если до кризиса заем брали на 60% машин, то сейчас на 30%. И многие банки, соответственно, сильно закрутили гайки. Люди не спешат продавать автомобили, потому что сейчас меньше шансов пересесть на что-то поновее».
Как автомобили выбираются из кризиса
Среди трендов этого года эксперты выделяют и повышенный спрос на китайские автомобили. Рост продаж таких марок составил почти 35% по сравнению с прошлым годом.