«Органика требует жесткого соблюдения всех норм»

Генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга» Елена Яшаева о выпуске органической продукции

Ярославская область является одним из лидеров по производству в России экологически чистой органической сельхозпродукции. 12% всех земель страны, сертифицированных для производства органической продукции, находятся в Ярославской области. Доля региона в общероссийском объеме производства органического мяса, мясопродуктов, молока и молокопродуктов составляет более 30%. Практически всю органическую продукцию в регионе производят предприятия, входящие в холдинг «АгриВолга», где за 2019 год произведено 280 т мясной органической продукции и 875 т молочной органической продукции. Ярославская органическая продукция поставляются в более чем 500 торговых точек Ярославской области, Москвы и Московского региона. Холдинг «АгриВолга» уже более 10 лет занимается органическим направлением, выпуская товары под брендом «Угличе Поле». Об особенностях производства органической продукции, а также о проблемах и успехах компании в интервью “Ъ-Ярославль” рассказала генеральный директор агрохолдинга «АгриВолга» Елена Яшаева.

— Елена Викторовна, расскажите, как холдинг «АгриВолга» переживает пандемию коронавируса? Вы ощутили на себе кризис?

— В данный момент мы еще не в полной мере ощутили все последствия вспышки коронавирусной инфекции. У нас это произойдет чуть позже в силу организационной и экономической специфики отраслей АПК. На данном этапе мы столкнулись с некоторыми проблемами, с тем же скачущим курсом доллара и с закрытыми границами. Нам поставляют органическую упаковку и запасные части для оборудования из-за рубежа. На нее поднялась цена и сбились сроки поставки, что внесло определенные сложности в нашу работу.

— В России не хватает упаковки?

— Изготовитель упаковки высокого качества, подходящей для органики, имеется в России, но подобный сегмент на российском рынке слишком мал и не всегда готов соответствовать именно нашим требованиям. Для органического бренда «Угличе Поле» мы заказываем большие партии упаковки из Европы.

— Как вы реализуете продукцию? Уменьшились ли объемы сбыта в связи с пандемией?

— Сейчас мы активно распространяем свою продукцию через службы доставки и собственную розничную сеть, но основной объем продукции по-прежнему поставляется в сетевые магазины. Ежегодно по Москве и Московской области в летний период происходит падение спроса, так как основной наш потребитель попросту уезжает из города.

Если говорить о сетях, то продукция в этих магазинах запускается в три этапа. Первые три месяца продукция представлена в небольшом количестве точек. Если мы наблюдаем определенный спрос, начинается второй этап расширенного режима, и уже далее происходит охват всех точек сети. В связи с пандемией одна из сетей в экстренном порядке отказалась от поставок на втором этапе.

— Кто основной покупатель органики?

— Наш покупатель меняется в последнее время. Основной наш покупатель, на который мы ориентировались изначально – средний класс, люди, имеющие неплохой достаток. Сейчас к нему добавляются другие группы людей. Во-первых, органика стала интересна молодым семьям 25-35 лет. Во-вторых, как это ни странно, но спрос на органику проявился у более старшего поколения. Бабушки и дедушки не только хотят сами правильно питаться, но и приучают к этому своих внуков.

— Что интересного произошло в вашей отрасли за последнее время?

— Недавно был принят федеральный закон об органической продукции и появился специальный QR-код на упаковке. Закон об органике был принят еще в 2018 году, но вступил в силу только с 1 января этого года. С появлением закона предприятиям, выпускающим органическую продукцию, необходимо проходить обязательную сертификацию. Ранее сертификация была добровольной. Эта процедура официально защищает производителей органики от недобросовестного маркетинга продаж. До этого любое неорганическое производство могло выдавать свои продукты за «натуральные», делая приставки «эко» или «био». Сейчас у органики есть свой знак – зеленый листочек на белом фоне и свой термин «органик». С помощью QR-кода на упаковке и мобильного телефона, потребитель может выйти на сайт Минсельхоза и посмотреть данные о предприятии. Отсутствие информации о производителе на сайте Минсельхоза, означает его недобросовестность.

— Государство помогает в развитии органики?

— На федеральном уровне закреплены национальные стандарты органического производства. Но программы, связанные с развитием и поддержкой органики, отсутствуют. Многие регионы приняли целевые программы самостоятельно. Например, Воронежская область, где региональное правительство поддерживает и субсидирует производство органики в регионе. Ярославская область разработала целевую программу, но так до сих пор и не приняла ее. Государство должно оказывать поддержку органическим предприятиям. Необходимо предоставлять субсидии на сертификацию предприятий, субсидии и дотации на приобретение биоудобрений, а также необходимы погектарная и политровая поддержки, ведь объемы производимого органического молока, также, как и другой органической продукции, гораздо меньше, чем в классическом сельском хозяйстве, а затраты – гораздо выше.

— Какой объем рынка занимает органическая продукция?

— Органическая продукция в мире реализуется уже почти 100 лет, однако ее интенсивное развитие произошло лишь в начале 21 века. К 1999 году в мире продавалось органической продукции на $15 млрд. Сейчас ситуация изменилась, органика продается на сумму более $100 млрд, но хочу заметить, что ее развитие на высоком уровне, возможно лишь при поддержке государства. По прогнозам специалистов, отрасль в ближайшее время на мировом уровне будет развиваться очень интенсивно. Многие страны не могут произвести для себя в достаточном объеме органическую продукцию, так как для этого необходимы чистые вода, земля и воздух.

На сегодняшний день в мире под органику обрабатывается более 70 млн га земель, из которых под пашню выделены 15-20 млн га. В России под органику используется всего около 200 тыс. га земли, это очень мало. Ярославская область занимает достойное место по производству органики, используя около 36 тыс. га земли из 640 тыс. га возможных.

Сейчас в России всего 92 производителя органики, с общим объемом рынка €183 млн. Ярославская область по производству органической продукции делит первое место с Краснодарским краем.

— Какие планы у холдинга в ближайшее время?

— Все зависит от той помощи, которую нам окажет государство. Если мы добьемся того, что разница в цене между органикой и не органикой будет минимальна, то конечно мы будем развиваться, будем думать о росте, о дополнительных органических фермах. Если этого не произойдет, то органика так и останется полезной, но не востребованной у российского населения нишей. К слову, во многих европейских странах, например, в Дании, Финляндии, Австрии, органическое молоко востребовано в школах и детских садах, там его выдают детям. Мы тоже готовы поставлять свою продукцию в школы и сады, но они пока не готовы ее закупать из-за высокой стоимости.

— Чем вообще отличается органическое молоко от привычного всем пастеризованного?

— Органика натуральная и настоящая, напоминающая по вкусу парное молоко, но не содержащая в себе вредных примесей. Наши органические молочные продукты проходят минимальную пастеризацию при температуре 72-74 градусов согласно требованиям органического ГОСТа 33980-2016. За счет высокого качества сырья мы можем позволить себе такой низкий температурный режим пастеризации. На обычных молокоперерабатывающих предприятиях сырье проходит пастеризацию 78-90 градусов, но необходимо понимать, что при температуре выше 78 градусов полезные свойства молока исчезают.

— Расскажите, как изготавливается ваша молочная продукция?

— Путь от коровы к потребителю происходит следующим образом. Мы держим молочных коров Ярославской породы, так как они выносливы и дают отличное молоко. В доильном цеху все автоматизировано, за исключением одного – вымя корове протирает и очищает от загрязнений оператор доильного цеха, он же производит корове слив первой струи, в которой и содержится большинство ненужных микроорганизмов.

Далее полученное молоко перевозится на наш молокоперерабатывающий завод. На заводе перерабатывается около 15 т молока в сутки. Мы выпускаем творог, кефир, угурт, ряженку, сметану и, естественно, молоко. На заводе молоко проходит лабораторные исследования и проверку качества всего поступающего сырого молока, в том числе на наличие антибиотиков. Если все хорошо, то отправляется на дальнейшую переработку, если молоко не одобрено лабораторией, то оно возвращается в хозяйство и там утилизируется. После лаборатории молоко фильтруется, очищается от примесей и поступает на станцию сырого молока, где уже распределяется на группы в зависимости от конечного продукта.

После каждой пастеризации оборудование моется с применением дезинфицирующих средств, разрешенных органическими стандартами. Творог готовится по старому рецепту в ваннах, в них же он и отстаивается. При таком подходе творог сохраняет структуру зерна и имеет оптимальную влажность. На нашем производстве есть настоящее кефирное отделение, где мы выращиваем грибы для нашего кефира. Грибам уже более 25 лет, в отделении моют их и ухаживают за ними. Кстати, доступ в отделение имеют только два человека, которые каждый раз заходя туда, тщательно готовятся и переодеваются, словно заходят на борт космического корабля. Вся упаковка на производство поступает в специальных боксах. Готовые к употреблению продукты обязательно дегустируют специалисты по качеству, начальник лаборатории, технолог и заведующий и выдают совместное заключение о выпуске данной партии продукта.

Оборудование для изготовления масла произвели специально для «АгриВолги» на заводе имени В.А. Дегтярева в городе Коврове.

— Вы сказали, что держите коров Ярославской породы. А другие породы у вас есть?

— Общее поголовье органического скота «АгриВолги» насчитывает более 6 тыс. голов. Из них молочный органический скот – 2,2 тыс., в том числе около 1,3 тыс. коров. Молочное стадо мы содержим на трех фермах: «Княжево», «Мир» и «Земледелец». Ярославская порода содержится на фермах «Мир» и «Земледелец», а в «Княжево» джерсейская порода. У коров породы Джерси молоко более жирное, доходит до 5-6 %. На ферме «Княжево» действует добровольная система доения, там коровы сами решают, когда им нужно отдать молоко. Робот-доильщик сразу делает бактериологический анализ молока, и если есть хоть малейшее отклонение от нормы – молоко выбраковывается.

— Есть ли у «АгриВолга» свой эксклюзивный продукт?

— Мы запатентовали имя нового продукта и запустили его на рынок под названием «Угурт». Продукт внешне похож на классический йогурт, но при технологии его изготовления не добавляются стабилизаторы и загустители, что делает его полезным. Его можно использовать как заправку для салата и как полезный десерт.

— Какие основные отличия существуют в органике по содержанию скота?

— Гуманное отношение к земле и животным не предусматривает максимальной выгоды, не предусматривает максимального количества полученного молока или мяса от животного. Органика требует жесткого соблюдения всех требований. Нельзя использовать химические препараты, стимуляторы роста, гормональные препараты. В органике нельзя лечить животных антибиотиками, поэтому нужно всегда поддерживать их здоровье, иммунитет. Наши специалисты-ветеринары ведут профилактику заболеваемости животных. Если все же корова заболела, мы лечим ее, но в таком случае, молоко не используется на производстве в течении двойного срока ограничений. Наши органические коровы не привязаны, вольны гулять и доиться когда угодно. Конечно, когда корова находится в стоячем положении, да и еще полдня проводит на лугу, молока она дает меньше, чем, если бы весь день пролежала на привязи, но тут главное понимать, что органика — это качество и польза для здоровья.

— Корма вы заготавливаете сами?

— У органики свой корм. Мы сами сеем, сами сажаем, сами собираем. Есть небольшое количество компонентов, около 5% которые мы покупаем со стороны, например, патоку. Корма должны быть выращены без применения химических удобрений или средств защиты. Летом коровы выходят на пастбище и едят чистую органическую траву.

— Есть ли перспективы у производства органической продукции в России?

— Как мы уже говорили, в России 92 производителя органики, но их большая часть занимается растениеводством, производя органические растения на экспорт. Одна из важных проблем – нехватка предприятий, занимающихся переработкой органики в России. Неразвитая сфера переработки, плюс отсутствие дотаций от государства, влияют на цену органических продуктов в России. Когда ситуация изменится и вырастут объемы органической продукции, цена на нее начнет снижаться, а соответственно и спрос на продукцию вырастет. Органическая отрасль перспективна как во всем мире, так и в России.

Дарья Сабаева